Вуди Аллен – один из самых востребованных и плодовитых режиссеров американского кино. Ему почти 81 год, он выпускает по картине в сезон, и каждый его фильм вызывает восторги, негодование и споры. Он, пожалуй, один из немногих теперешних, кто умеет снимать умную комедию, которую серьезные интеллектуалы считают простонародным жанром, предпочитая авторское кино с подзаголовком кино «не для всех».
Вуди Аллен бесчисленное количество раз номинировался на «Оскар», в его фильмографии значатся больше полусотни фильмов, и он совсем не похож на кинозвезду. Маленького роста, очкарик, рыжий, лысоватый, с большим носом, но его сокрушительные обаяние, талант и чувство юмора позволяют ему соперничать с атлетически сложенными красавцами, причем, не только на экране. Его многочисленные музы, подруги и жены, все как на подбор красавицы и умницы, а последняя жена моложе его на несколько поколений.
Думаю, что Аллен Стюарт Кенигсберг, так звучит настоящее имя нашего сегодняшнего героя, изобрел для себя очень престижную, удобную, надежную и хорошо оплачиваемую профессию под названием «Вуди Аллен».
Появился он на свет в Бруклине 1 декабря 1935 года в еврейской семье эмигрантов из восточной Европы, родным языком которых был немецкий и идиш. Аллен до восьми лет ходил в хейдер, и продолжил свое образование в обычной американской школе.
По словам режиссера, он влюбился в кино в три года, когда мама отвела его посмотреть фильм «Белоснежка». С тех пор кинотеатры стали его вторым домом, а затем и его жизнью. Зарабатывать деньги шутя, он начал с 15 лет, когда напечатал свои скетчи в нью-йоркских газетах, а затем выступал в дорогих ресторанах. Колкие, остроумные еврейские шуточки неказистого очкарика имели успех. Вуди держался на сцене так, как будто его вытолкнули туда силком, и он понятия не имеет, что там делать. Тогда, наверно, и родился образ, кочующий из одного фильма в другой: вечно рефлексирующий, нервный интеллектуал-недотепа, любящий свою еврейскую маму и регулярно посещающего психоаналитика.
Аллен – гений самоучка, протомившийся в Нью-Йоркском университете для приличия 2 года и ушедший оттуда в большое плавание голливудского кинематографа.
Первой работой Аллена в кино стал фильм «Что нового, кошечка?». Аллену предложили всего лишь переработать погибающий сценарий, но в результате появилась большая роль для самого Вуди, естественно за счет сокращения всех остальных. И что бы вы думали, не смотря на скандал, который закатил исполнитель главной роли, сценарий утвердили, недовольного актера уволили, а Вуди Аллен начал свой звездный путь. Быстро освоившись в Голливуде, Аллен стал снимать свое кино по собственным сценариям и играть в них главные роли. Фильмы мгновенно нашли свою аудиторию, с восторгом встречавшую каждую новую работу мэтра. Вуди же в свою очередь, радовал поклонников невероятной плодовитостью, регулярно снимая по фильму в год. Складывалось впечатление, что он просто живет на съемочной площадке и покидает ее только для того, чтобы посетить своего психоаналитика.
Что меня привлекает в личности и творчестве Вуди Аллена – его потрясающая внутренняя свобода, а главное, самоирония, пожалуй, самое редко встречающееся человеческое качество, особенно у творческих людей. На первый взгляд его соленые, ернические шуточки говорят о том, что у этого человека нет ничего святого. Под ураганный огонь его острот попадают все священные коровы еврейских и американских ценностей – любовь еврейской мамы, психоаналитики, семья, любовь, секс, творчество, и даже старость и смерть. Незыблемые ценности проверяются на прочность, теряют свою пудовость и псевдо серьезность и предстают перед нами в блестящем, легком, искрящемся остроумном варианте. При желании все его фильмы можно объединить в одну большую сагу о маленьком еврейском неврастенике-интеллектуале в большом городе Нью-Йорке, и об их долгом и красивом романе. Фильмы Вуди Аллена легкие и смешные и давно уже растасканы на цитаты.
«Ах, если бы Бог дал мне какой-нибудь знак! В виде солидного счета в швейцарском банке, например». «Я не боюсь умереть. Я просто не хочу при этом присутствовать.Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись. Но, в конце концов, решили, что Багамы – удовольствие только на две недели, а хороший развод остается на всю жизнь». Когда мэтра спросили, почему он снимает комедии, Вуди ответил: «Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией. Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все время ходить разбитым. Мне весело делать кино. Для меня это терапия. Пациенты психбольницы плетут корзины, чтобы быть чем-то заняты. Я — снимаю кино». И делает он это с удовольствием. А мы с радостью и нетерпением ждем каждый новый фильм неунывающего, остроумного, едкого, разрушающего все стереотипы мэтра, который и сам теперь голливудская «священная корова».
Автор: Юлия Королькова.
Очень хороший режиссер, дай Б-г ему здоровья!