Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Второй Песах – второй шанс

17 мая 2019 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Ваикра / Эмор / Уроки главы
search
shie-d

«Вы должны понять моего сына. Он не без причины докатился до такого состояния. Когда он был маленьким, его отец был убит, и это, видимо, сильно повлияло на него, вот и пошла его жизнь под откос…» Женщина в телефоне вздохнула и продолжила рассказывать о сложной жизни, её и сына. «С самой смерти мужа организация «Колель Хабад» помогала мне каждый месяц, а также моему сыну. И вот сейчас он сидит в заключении у вас в Москве – и хабадники снова помогают мне. Мы совершенно не связаны с Хабадом, а нам так много помогают…»

Я продолжал разговор, ободряя женщину, и не рассказал ей, что один из руководителей старейшего в стране Израиля центра помощи «Колель Хабад» – мой отец. Она получила помощь, так же как сотни вдов и сирот получают её от «Колель Хабад», совершенно вне связи с их отношением к Хабаду.

Этот разговор с женщиной в Израиле состоялся вчера, через небольшое время после того, как я вышел из тюрьмы номер NN. Туда я пришёл именно затем, чтобы навестить израильского юношу, который по молодости и глупости натворил дел, а оказалось, что это уголовное преступление. Юноша вместе со своим напарником, немного постарше, улетел в Украину, а оттуда в Москву, в Москве его и задержали. Вот они сидят в Москве, каждый в своей тюрьме, ожидая высылки в Израиль, что должно занять несколько месяцев.

«Вот сэндвичи, пирог, напитки, виноградный сок для кидуша и ѓавдалы, цицит, тфилин, книга Теѓилим, а ещё маца», – показал я ему на пакет. Всё это мне разрешили внести в тюрьму благодаря помощи Аѓарона Гуревича, главного тюремного раввина России. Я пришёл туда с ним, а ещё с нами был Авраѓам Дьяков. С их помощью я навестил потом других заключённых-евреев в этой тюрьме.

Юноша встал, закатал левый рукав и привычно наложил тфилин на руку, а потом на голову – и начал молитву. Оказывается, в детстве в Иерусалиме он учился в хедере, а потом в ешиве, но там не удержался, а другой системы не нашёл – и оказался на улице. В прямом смысле, примкнул к компании уличных парней, а оттуда – в другие компании, ещё менее приятные… Когда юноша закончил молитву, мы сели и стали беседовать. Он посмотрел в пакет, который я принёс. «Слушайте, я не помню, какое сегодня еврейское число, но ведь Песах был месяц назад. Зачем же маца?»

«Какой праздник будет вскоре?» – спросил я его. «Лаг ба-омер, а потом Шавуот». «Молодец. Но есть ещё один праздник, существенный для каждого из нас, и он будет в ближайшее воскресенье». Юноша не понимал, о чём я говорю.

Я начал как бы издалека. «Любавичский ребе написал много книг, и первая из них – ежедневник под названием «Ѓа-йом йом». На каждый день еврейского года приведено там небольшое изречение, история, обычай – которые не найти в других книгах, потому что они – из наследия предыдущего ребе, его тестя, р.Йосеф-Ицхака Шнеерсона. Четырнадцатого ияра там записано: «Песах-шени, второй Песах. Его смысл – никогда не говори «всё пропало». Всегда можно исправить!»

*

Заповедь «второго Песаха» является исключением среди других. Подавляющее большинство заповедей даны евреям Всевышним по Его воле, а «второй Песах» дан благодаря жалобам евреев, которые не смогли отпраздновать Песах вовремя по объективной причине – из-за ритуальной скверны. Они сказали Моше: «Ведь мы не по своей воле уклонились от Песаха. Мы просто не могли! Почему же у нас отнята эта возможность?» И Всевышний согласился с ними и дал людям, которые были осквернены или находились вдали от Храма, возможность принести пасхальную жертву ровно через месяц после Песаха. Это и называется «вторым Песахом».

Сегодня мы не можем принести пасхальную жертву. Но «второй Песах» отмечают, не говорят «таханун» в молитвах и едят мацу. Ребе же придал ему дополнительный смысл. Он сделал из этой заповеди общий вывод: «Никогда не говори «никогда»! Не бывает такого – «всё пропало». Всё можно исправить». Эта мысль сопровождает каждого хасида с детства. Если кто-либо оступился, что-нибудь нарушил – ему запрещено считать себя «пропащим». Самое плохое, что может произойти с человеком – если одно падение повлечёт другое, если он махнёт на себя рукой и покатится вниз. В любой момент всё можно начать с начала, с чистого листа.

*

Мы долго беседовали с юношей, и видно было, что его душа раскрылась. Он взял коробку с мацой, долго смотрел на неё и сказал: «Верно. Нет такого «всё пропало». Какое бы ни было у меня детство, как бы я ни вёл себя в прошлом, это не может оправдать поведение в настоящем. Я использую возможность начать с начала, и прошлое не будет давить на меня».

Все мы можем и должны усвоить урок «второго Песаха». Никогда не говорите «никогда»!

Гут шабес
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также
11