Несколько дней назад мне позвонил знакомый из Израиля, с которым мы не виделись уже много лет. Сейчас он хотел расспросить меня о транзитном перелёте через Москву из Израиля в США. В конце разговора он спросил меня: «А ты всё ещё в Москве?» «Да, слава Б-гу», ответил я ему с удовлетворением. Но он был незнаком с понятием «шлихута», и поэтому спросил: «А почему? Зачем? Что держит там тебя и остальных шалиахов, так далеко от семьи, от знакомого окружения?»
Я попытался в нескольких словах объяснить ему, что такое Ребе и что такое посланничество, шлихут. Я также передал ему известную шутку о том, что шалиахи Ребе подобны гвоздям без шляпки. Их можно вбить в стену, и они держат там то, ради чего вбиты, но невозможно вытащить. Шалиах Ребе выполняет свою миссию до конца, до прихода Машиаха.
А было это в среду, 10 швата. В этот день 69 лет назад скончался шестой ребе Хабада – р.Йосеф-Ицхак Шнеерсон, и в этот же день 68 лет назад его зять, р.Менахем-Мендл Шнеерсон, принял управление движением и стал седьмым ребе, единственным ребе, который будет отныне возглавлять Хабад до самого Избавления. С того времени проект шлихута, который основал р.Йосеф-Ицхак, получил небывалый размах, и Ребе вложил в него все силы. Сегодня во всех местах, где живут или находятся евреи, работает шалиах Ребе, помогает евреям духовно и материально, и фактически создаёт еврейский мир.
*
Перед тем, как евреи вышли из Египта, нагруженные золотом и серебром и радостные, одного человека не занимали богатства и он не позволял себе радоваться. Он был занят миссией – найти гроб с телом Йосефа, сына Яакова. Это был Моше. Три дня он искал этот гроб везде, пока не обнаружил, что фараон опустил его глубоко в воды Нила. Почему Моше приложил такие старания? Потому что об этом просил сам Йосеф: «И взял Моше с собой останки Йосефа, ибо заклял Йосеф сынов Израиля: «Вынесите мои останки отсюда с собой»». С тех пор, в течение всех лет странствий по пустыне, ковчег с телом Йосефа был с ними, пока его не похоронили в Шхеме.
Но рядом с ковчегом с телом Йосефа евреи носили с собой ещё один ковчег – тот, в котором находились скрижали завета. Их евреи получили во время дарования Торы на горе Синай. Так говорится в мидраше Мехильта: «И два ковчега перемещались бок о бок – в одном святыня, в другом останки. И все встречные спрашивали: Что это за ковчеги? Отвечали им евреи: В одном – святыня, в другом – останки. Спрашивали их: Но разве можно перемещать ковчег со святыней рядом с ковчегом с останками? Отвечали евреи: Тот, кто лежит в этом ковчеге, осуществил то, что написано в этом ковчеге».
Мне кажется, что слово «кийем» (осуществил) в этой фразе можно понять не только как «соблюдал», но и как каузативную форму – «дал соблюдать». Йосеф стал первым министром Египта, у него была возможность обеспечивать всем необходимым своего отца, братьев и их детей, пришедших тогда в Египет. Благодаря этому у них была возможность заниматься Торой, и она смогла сохраниться.
Однако рассказ Торы вызывает вопрос. Почему Тора говорит, что Моше взял с собой «кости Йосефа», а не «гроб Йосефа», например? Ребе даёт глубокое объяснение. Моше взял с собой не просто кости (ацмот), а саму суть (ацмут) Йосефа. Она служила евреям примером того, как нужно жить и использовать все возможности, чтобы дать другим жить еврейской жизнью.
Перед исходом из Египта все евреи были заняты собиранием богатств. Эти богатства впоследствии пошли на сооружение Мишкана, переносного Храма. Но Моше опасался, что обилие этих материальных богатств приведёт к забвению духовной стороны, потому он заботился о том, чтобы «дать соблюдать» Тору. Поэтому он хотел взять с собой суть (ацмут) Йосефа – стремление давать и побуждать других к Торе.
В нашем поколении Ребе даёт еврейскому миру возможность быть еврейским, увеличивать изучение Торы и соблюдение заповедей, делать больше добрых дел, умножать благотворительность. Для этого нужна армия тысяч шалиахов во всех концах мира. Мы ожидаем, что из последнего поколения изгнания превратимся в последнее поколение Избавление, и осуществится сказанное: «Как в дни исхода твоего из страны египетской, покажу Я чудеса».
Гут шабес
Шия