Говорят, чтобы продлить жизнь, нужно быть немного упрямым…
Жесткость – этап в развитии ребенка – начало разлуки с родителями. Придерживаться принципов, менять реальность. Снова пытаться стабильно идти.
Дихотомическое мышление – или хорошо, или плохо. Нехватка уверенности, защитная функция. Эго, жёсткость, не терять контроль. Не адаптируюсь к изменениям, не гибкая.
Потеря эластичности мышления, также и поведения. Замкнутость, страдания, конфликты, много разочарований.
А другая сторона тоже неуравновешенная и экстремальная: Не вступаю в спор, отказываюсь от своих желаний. Чувствую себя эксплуатируемым, бессильным.
И посередине компромисс – понятие из жизни стариков. Он не пиарится, не поощряется. Принимаем его как уступку, отсутствие амбиций. Или вопрос семантики – не уступаем, гибко поступаем.
В главе Ки тиса рассказывается о грехе золотого тельца. Вс-вышний хочет уничтожить, наказать: “Увидел я народ этот, и он тяжёл и упрям” – недостаток. Моше заступается, просит Вс-вышнего простить, подождать. “Ведь народ тяжёл и упрям…” – достоинство.
Простить – не вопреки, а благодаря. Комментатор Торы Маарша о силе упрямства: Народ упрямый – мощь, ценности, принципы. Плыть против течения, давления и трудностей.
О важном – настаивать. О неважном – поднять белый флаг, уступать. Учитывать мнения, помириться. “Не утомлять” отношения.
Наслаждаться хорошим, моментом. Помнить: войны также нужно выбирать.
Шабат Шалом!
Хана Гопин (Киев)
Читайте также