Письмо Любавичского Ребе ко всем евреям в канун Йом Кипура 5732 (1971) года.
Из писем Любавичского Ребе
Всем сыновьям и дочерям Израиля, где бы они не находились – благословение и пожелание здоровья и мира!
В Рош-Ашана все мы, евреи, приняли на себя “иго царства Небесного”, с тем чтобы это решение раскрылось впоследствии в каждом дне нового года. Об этом сказано в молитве: “Раскрой Славу Царства Твоего нам!”
С одной стороны сказано: “Вы стоите сегодня все вместе…”, – все евреи в день Рош-Ашана вместе предстают перед Творцом, находясь в состоянии полного единства душ. С другой стороны, в продолжении фразы подчеркивается неоднородность внутри этого “вместе”: различие в уровне личности между “главами вашими” и “водочерпиями вашими”.
Несмотря на видимое противоречие, сказанное отражает особый род единства евреев (“кома шлема”), подобное цельности тела, в котором голова, руки, ноги выполняют различные функции и не равны по своей значимости, но, в то же время, составляют единое целое и дополняют друг друга до единого целого.
В дни, соединяющие Рош-Ашана с Йом-Кипуром я хочу вспомнить слова Алтер Ребе. Иногда, говорил он, пятка выполняет роль лидера, – голова вынуждена следовать за ней.
На материальном уровне мы видим: несмотря на то, что функцией головы является управление телом, именно ноги переносят тело, включая голову, с одного места на другое. Все в этом мире отражает реалии мира духовного. Важно понять, каким же образом случается, что ноги ведут голову, о чем это говорит в духовном плане? Основное отличие глав народа, мудрецов, (на духовном уровне) – разум – способность к рациональному служению. “Водочерпии” же совершают механическую работу и в духовных терминах их служение можно описать как исполнение своего долга без излишнего мудрствования. Как же может “водочерпий” занять место “главы народа”, да еще так, что “главы народа” будут следовать за ним?
И еще один вопрос. Всевышний проявил свою Волю в заповедях. Может ли, в принципе, еврей практически исполнить Волю Всевышнего в точности и во всех деталях?
Порой возможности человека столь ограничены, что даже такая великая сила, как самопожертвование не может помочь: можно из самопожертвования спрыгнуть с крыши на землю, но даже тот, кто готов пожертвовать своей жизнью, не может запрыгнуть на крышу обратно.
Краткий ответ на эти вопросы:
В выполнении заповедей действие является основным. С другой стороны, высочайшей ценностью является и чувство, и та духовная работа, которая заключена в практическом выполнении заповедей. Парадоксальным образом, именно ощущая ограниченность своих возможностей, неспособность исполнить Волю Всевышнего даже ценой самопожертвования, еврей через чувство горечи и неудовлетворенности, может прийти к такой глубокой связи со Всевышним, Торой и заповедями, которая недостижима никаким другим образом. В таком случае, он не только не получает наказания за невыполнение заповеди, но и, более того, получает награду за то, что по-настоящему хотел выполнить ее.
И, что еще важнее, душа еврея благодаря глубине пережитого, приближается к совершенству, незнакомому тем, кто постигает Всевышнего только разумом.
Так “водочерпий” становится выше “главы”, ведет “главу” за собой. Истинная боль сердца о неисполненной заповеди (один из важнейших аспектов тшувы), придает особую высоту еврейскому единству.
(Из письма Любавического Ребе ко всем евреям в канун Йом Кипура 5732 (1971) года.)
Изложение р-на А. Фейгина