В начале главы Торы “Вайешев” рассказывается о двух пророческих снах Йосефа – одного из двенадцати сыновей Якова. Вот краткое содержание этих видений: “Вот мы вяжем снопы… и вот стали ваши снопы и поклонились моему снопу” – то есть снопы одиннадцати братьев кланяются снопу Йосефа. Так говорится о первом сне. О втором сказано так: “И вот Солнце, и Луна, и одиннадцать звезд кланяются мне”. И хотя сюжеты в этих пророческих видениях разные, но абсолютно очевидно, что оба они указывают на превосходство Йосефа над его братьями.
Зачем два раза повторять?
Любопытно отметить тот факт, что в следующей главе, “Микейц”, тоже говорится о двух вещих снах, только там они снятся фараону – правителю Египта. И, как и в нашем случае, оба они имеют одну расшифровку – предсказание голода в стране. Возникает вопрос: зачем в обоих этих сюжетах Всевышнему потребовалось показывать человеку два подобных сна с одной и той же расшифровкой?
Обратим внимание на то, что в случае с фараоном сам Йосеф отвечает на наш вопрос: “А повторился этот сон… дважды, потому что уготовано это Всесильным, и Всесильный вскоре исполнит это”. Странно, что причину повторения вещих снов Тора объясняет не в более раннем отрывке текста (главе “Вайешев”), а в более позднем (главе “Микейц”). Также необходимо понять смысл каждого из снов Йосефа, ведь несмотря на то, что в них кроется одно общее пророчество, идея у каждого из них своя. Так чем же принципиально отличается сон “со снопами” от сна “со звездами”?
Фараону даже не снилось
Действие в первом сне Йосефа разворачивается на земле: “Вот мы вяжем снопы”, а второго – в небесах: “Вот Солнце и Луна и одиннадцать звезд”. Этот нюанс дает нам понять, что праведник Йосеф способен подняться от “земли” к “небесам” – от физического к духовному. Чего уж никак не скажешь о фараоне: оба его сновидения касаются грубой материальности. Первый – это сон “о коровах”, а второй – “о колосьях”. Оба они начисто лишены хоть какого-нибудь намека на духовность. Более того, в них мы наблюдаем деградацию даже в сфере материального – переход от “коров” к “колосьям”, от животных к растениям – это очевидный спуск на одну ступень вниз.
В этом как раз и заключается главное свойство еврейского народа: еврей, даже находясь в этом материальном мире, сохраняет свою связь с миром духовным. Для сынов и дочерей Израиля обе эти области – материя и дух – неотделимы друг от друга и являются одним целым.
Еврей – сам бухгалтер своего счастья!
Второе отличие в том, что еврей сам определяет свою судьбу. В некотором смысле Б-жественное провидение не властно над нами. При помощи изучения Торы, исполнения заповедей и молитвы еврей может призвать Всевышнего изменить Свое мнение по поводу его будущего. Таким образом, наша жизнь всецело находится в наших руках, ведь неспроста в одной из молитв Йом-Кипура мы говорим: “Творцом выносится приговор и скрепляется печатью: …кто будет жить, а кто умрет; …кто в предписанный час, а кто безвременно; …кому будет дана безмятежность, а кому тревога; …кто обнищает, а кто разбогатеет, …но раскаяние, молитва и благотворительность отменяют суровый приговор”.
Этим как раз и объясняется тот факт, что Тора раскрывает причину, по которой вещие сны шли парами, не в более раннем отрывке текста, повествуя о Йосефе, а в более позднем, говоря о фараоне. Ведь объяснение “потому что уготовано это Вс-сильным, и Вс-сильный вскоре исполнит это” вполне применимо к фараону, но совершенно не “работает” в случае с евреем Йосефом. Потому что “уготовано” оно может и “уготовано”, но “исполнит” Он это или нет, зависит, прежде всего, от того, что при этом “исполнишь” ты!
Кто хорошо ест – тот уже хорошо работает!
В рассказе о пророческих снах Йосефа-праведника кроется важное указание для нас с вами: задача каждого еврея – работать с двумя мирами, материальным и духовным, как с одним целым. Смысл сказанного не в том, что материя не должна мешать духу, хотя именно так ошибочно считают многие люди. Идея в том, что материальное должно участвовать в работе на Всевышнего не меньше, чем духовное. Так, например, тело еврея должно служить Творцу, наравне с его душой.
В хасидской среде хорошо известно высказывание Ребе Шолом-Довбера – пятого Любавического Ребе: “Еврей ест и пьет, на первый взгляд, так же,как это делает любой человек. Но спросите еврея: зачем он ест? И вы услышите удивительную вещь! Оказывается, каждый еврей в полной мере отдает себе отчет, что ест и пьет для того, чтобы у него были силы быть евреем и работать на Всевышнего, исполняя Его заповеди!” Сама идея существования народа Израиля возникла у Творца для того, чтобы мы создали сплав духовного и физического, пока в самой материи не раскроется ее духовный потенциал.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
По материалам беседы на главу “Вайешев”, “Ликутей Сихойт”, том 3.
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана
Источник: http://ru.chabad.org