«Я прошу помощи у еврейской общины. Мой сын был украден два месяца назад. Мы выяснили, что дед переправил его вместе с его матерью в один из городов России». Я сначала не поверил этим словам, думал, что человек насмотрелся фильмов. Но он был настойчив. У него были бумаги о том, что он действительно отец ребёнка, справка из полиции Израиля о том, что ребёнок живёт именно с ним и что ребёнок исчез.
«Посмотрите, какую СМС я получил. «Папа, я скучаю, возьми меня отсюда» – вот то, что сын сумел послать мне несколько недель назад».
Всё это происходило перед Ханукой более десяти лет назад, но я всегда буду помнить те события. Не все подробности я вправе рассказать, но операция длилась несколько напряжённых дней.
Дед был бизнесменом в России, он был мусульманином, женатым на еврейке. Он приложил много усилий и вложил много денег, чтобы убедить свою дочь, жившую к тому времени в Израиле – ведь она еврейка – вернуться к нему в Россию с внуком. Она наконец согласилась приехать навестить его, и он переправил её в другой город, чтобы воспитать внука как мусульманина. Отец с большим трудом сумел выяснить это.
Я связал отца с моим другом, жившим в том городе; отец приехал туда, переодетый, и они начали поиски. Трудная операция увенчалась успехом, и отец с ребёнком приехали в Москву. Отец вынужден был оставить там всё и бежать в чём был – без каких бы то ни было документов. Встал вопрос: как им теперь лететь в Израиль? И эту проблему мы решили, и ребёнок наконец прилетел в Израиль.
Я чувствовал неописуемое облегчение и радость оттого, что ребёнок вернулся к своему отцу, в свою страну и к своему Б-гу. А после завершения этой истории я подумал: что в ней самое запоминающееся? Желание отца воссоединиться с сыном, заботиться о сыне, сделать всё возможное для сына.
*
В нашей недельной главе Вайешев приведена одна из самых трагических историй Торы: продажа Йосефа. Его продали его братья, ненавидевшие его. Он попал в Египет, где стал рабом вельможи Потифара. Там он преуспел, заслужил доверие хозяина и даже получил время и возможность заботиться о своём внешнем виде – «прекрасный обликом и прекрасный видом». А в стране Кнаан отец не переставая оплакивал его, тосковал и печалился.
Наступает новая беда, в результате которой Йосеф попадает в темницу на несколько лет. Потом в ту же темницу попадают начальник виночерпиев и начальник пекарей фараона. В один из дней они видят дурные сны, и когда Йосеф приходит к ним, он интересуется причиной их плохого настроения: «Почему у вас сегодня мрачные лица?»
Именно эта заинтересованность в положении другого человека запустила цепь событий, в результате которой Йосеф вышел из темницы, стал первым министром Фараона и спас от голода Египет. И тогда он спрашивает у прибывших: «Жив ли ещё мой отец?» В итоге Йосеф спас от голода и свою семью и воссоединился с отцом.
В Танахе еврейский народ иногда называется Йосефом. Ребе говорит, что наш народ повторяет путь Йосефа. Его история учит нас многому, и среди прочего – отношениям отца и сына. Всевышний – наш отец, отец каждого из нас, и Он тоскует по каждому из нас, как по единственному сыну. Он делает всё, чтобы привести нас к хорошей жизни. А мы – если мы вкладываем силы только в материальные вещи, мы уподобляемся человеку, заботящемуся о себе и не посылающему весточку отцу. Он ожидает от нас хотя бы СМС, он ждёт нас каждую минуту.
Как вернуться к отцу? Этому учит нас Йосеф. Всё начинается с проявления внимания к другому человеку, с заботы о других, когда им плохо. Видите, что «лицо другого печально» – подойдите, спросите, что случилось (и не тоном обычной реплики в беседе, а так, чтобы было понятно, что вы действительно интересуетесь) – и так мы вернёмся к нашему небесному Отцу и удостоимся спасения.
*
На этой неделе у нас в общине был интересный гость. Это шалиах в г.Нью-Джерси, США, рав Мотл Канельский. Он был гостем на большом фарбренгене в честь 19 кислева, праздника Освобождения. Рав Канельский родился в СССР и уехал оттуда 49 лет назад, и вот сейчас приехал впервые. Родился и жил он в Малаховке, под Москвой, в соблюдающей еврейской семье. Сейчас он поехал в Малаховку, навестить те места, и когда он позвонил мне, не мог говорить из-за слёз. Он рассказал мне, что был в том самом доме и спускался в тот самый подвал, где сидел в детстве вместе с братом в течение всего дня и учил Тору – чтобы избежать отсылки в советскую школу. Такую жизнь установил его отец р.Натан, чтобы дети выросли свободными от советской идеологии и верными Торе евреями. И в заслугу такой самоотверженности дети выросли, как говорится в нашей главе, «прекрасными обликом и прекрасными видом». А хасидизм объясняет эти слова так: «прекрасный обликом» – без изъяна в предписывающих заповедях, «прекрасный видом» – без изъяна в запрещающих заповедях.
Радостного и светлого праздника Хануки,
гут шабес
Шия