У каждого человека есть заветные желания, у многих это – умение петь. Но красота голоса требует работы и настоящего путеводителя в царство вокала. И вот когда даже буквы создают музыкальные нотки, то хочется без отрыва быть наедине с созданием автора. Когда уже с первых строк становится понятно, что это – настоящее сокровище для тех, кто имеет неиссякаемое желание раскрыть себя и заглянуть в таинственный мир музыки. Это не просто учебник, это дневник человека, рассказывающего о хитростях своей профессии, и уникальный методический материал, где каждый совет и вокальные тонкости собирались по крупицам в течение двенадцати лет. Это – книга «Ваш голос. Секреты вокального мастерства», автором которой является влюбленная в музыку рок и ритм-энд-блюз певица, опытный педагог, участница «Евровидения», программы «Голос» и музыкального проекта «Идиш джаз II» Маша Кац.
Маша, расскажите, как зародилась идея создать книгу?
С двенадцати лет я веду дневник, а записи для книги – с начала 2000-го года. Сначала дневник был рукотворный, затем появились компьютеры, и я стала вести его в электронном виде. Это мне очень помогло – заметки как реперные точки. Так мои записи превратились в главы и стало понятно, что это методология, которая может быть очень полезна людям, которые хотят петь. Не обязательно для вокалистов-певцов, это для любого человека, который хочет действительно постичь премудрости этой профессии. Моя книга может быть интересна и коллегам, и новичкам.
Если говорить, почему родился учебник, то есть люди, у которых сразу все получается и легко. Есть люди, которым надо потрудиться. Вот человек, у которого сразу все получается, вряд ли может что-то объяснить, преподать и вложить в другого. И поскольку я добивалась всего сама, и для меня занятия музыкой как духовная практика, я с этим родилась и живу – мне захотелось поделиться своим опытом.
Она подходит для «нулевых» учеников?
Эта книга для всех. В ней есть все про вокал и самое главное – там есть упражнения, методично делая которые, человек может развить свои данные. Я принципиально не хотела лить воду, а совместить научный подход с человеческим.
Читая ныне существующие учебники по вокалу, мне хочется уснуть на предисловии, такое ощущение, что в научном мире все друг с другом договорились, что люди это читать не будут. На полках много всего, но неприменимо на практике и нет таких, чтобы систематизировать свои представления о вокале. Все написано какими-то терминами, далекими от простого человека и вокалиста – мне казалось, что стоит сделать что-то понятное и нескучное. И нам это удалось.
«Нам»?
Почему «нам»? Книга блистательно проиллюстрирована Андреем Макаревичем. Он создал для каждой главы чудесные графические картинки, пометки и буквально побудительные к действию – очень ясные, понятные, за что ему огромное спасибо. Книга таким образом помимо информативной превратилась еще в арт-объект.
К вашей книге написали отзывы известные личности. В частности, Александр Градский отметил, что сам давно хотел создать что-то подобное, но ему пока так и не удалось.. А вам удалось. Как вы думаете, с чем это связано?
Я не знаю, почему мне это не то, что удалось – это пока еще жизнь, которую книга будет жить. Дело в том, что, наверно, это опыт, я провожу очень много тренингов в театрах, с киноактерами, частые занятия, телешоу. Я знаю какие-то тонкости, которыми мне не жалко поделиться, потому что мне печально видеть, во что мы превращаемся из артистов, из сложной престижной профессии музыканта, а наши знания и труд нивелируются. Чаще всего от того, что люди не понимают, насколько это тяжело.
Скажите, а вы представляли, для какой аудитории вы пишите?
Да, я думала, кто ее будет читать и для кого вообще все это делаю. Я решила, что для всех, кто любит петь. Я так и начала книгу: «Если вы просыпаетесь каждое утро с непреодолимым желанием петь, значит, мы с вами одной крови! Это наша природа, и мы не можем противиться ей». Понять, что такое вокал, что в нем хорошо или плохо, и иметь возможность на основании сделанных выводов об этом судить, кто действительно хорошо поет, а кто удачно раскручен, исправить или скорректировать голос, может, своего ребенка или близких – я думала об этом. Поэтому я внутренне обращаюсь к своим читателям как к коллегам, и неважно, если этот человек только что открыл для себя ноту «до» и не знает ничего дальше – это не имеет значения.
Взять песню, материал, ноты и переродить его в собственный, спеть его по-своему, красиво и так, чтобы было приятно людям, и сделать это еще популярным – вот действительно по-настоящему музыкальное раскрытие, потому что петь голосами под ксерокопию Марайа Керри горазды многие, а изучить свой голос и что можно сделать с ним благодаря книге – это интересно, это уже приход к себе. Мне кажется, что когда я писала, то думала именно об этом, это все познание самого себя.
Расскажите об «изюминках» вашей методики?
Одна из изюминок моей методики – я не отделяю вокал и сценическую речь. В основном, на вокале сначала прорабатывают все гласные, а затем согласные на сценической речи. В основном, это все из личного опыта. И я старалась описывать свои упражнения настолько просто, чтобы даже ребенок разобрался. Благодаря иллюстрациям Андрея Вадимовича – это становится еще легче. Есть бесплатные видео-уроки и вообще собрано много тонкостей, о которых никто не расскажет – только на дорогих частных уроках.
Есть ли у вас любимая глава?
Есть глава, в которой рассказывается о том, что речь – это вежливость актера. Глава «Орфоэпия». Это моя любимая глава. Я все чаще слышу искаженный язык, когда сквозь непонятные современные интонации пробирается мелодия – я об этом пишу, что не нами все придумано.
Столкнулись ли с какими-то трудностями при написании книги?
Да. Я внесла такую главу как «Слух». Люди обычно говорят «у меня нет слуха» и ставят сразу крест. Слух развивается в любом возрасте. Причем со взрослым, когда человек мотивирован, это можно сделать гораздо быстрее, чем с ребенком. И я в этой главе пишу о том, что такое слух и как его проверять.
В пении можно многие вещи скорректировать, вопрос в социальной адаптации и личностном плане. Вот об этом мне трудно было писать, потому что мне надо было сначала это самой понять, как бы я объяснила дочке или подруге.
На ваш взгляд, какой наиболее эффективный метод обучения?
Я вообще очень многому учусь у своих же учеников, замечаю, что иногда видя их ошибки, я могу справиться с такой же у себя. По этой причине я предпочитаю давать мастер-классы, а не проводить занятия тет-а-тет, потому что большой мастер-класс позволяет каждому из участников видеть собственные ошибки. Мы все «зеркалим» и делаем одинаковые ошибки.
Но ваша книга предполагает только самостоятельную работу?
В какой-то степени и со мной, ведь есть видео-уроки. И, конечно, с самим собой. Во-первых, хорошо заниматься перед зеркалом. Во-вторых, я всегда советую в какой-то момент включать диктофон. В-третьих, есть мобильный телефон, на который мы можем записывать, потом смотреть и слушать. Когда занимаешься без наставника, то самоконтроль должен быть повышенным. Ни в коем случае нельзя форсировать, орать и петь на грани, нельзя делать ничего того, что может повредить голосу!
Есть ли какие-то национальные особенности, из-за которых учебник может не подойти?
Возможно, если идет речь о чем-то этническом, например, бурятском горловом песнопении, то моя книга в таком случае не поможет. Но главы о ритмике, вокальной сценической речи и мелизматике будут полезны всем.
Как соотносится ваша деятельность, включая обсуждаемую книгу, с еврейскими традициями?
Петь мы можем вне зависимости от наших конфессий и национальностей, но учитывая, что я занимаюсь исконно еврейским родом деятельности – музыканством, я не веду мастер-классы у для религиозных мужчин. Я знаю, что в религиозной среде женщины могут петь только для женщин – и я пою для них. Я пела для женщин на Большой Бронной и собираюсь это делать и впредь. К слову, мне будет очень приятно сделать мастер-класс в МЕОЦ.
Но книга будет полезна и мужчинам– тем, кто хочет петь и так, чтобы приносить окружающим удовольствие. Ведь петь – это такая радость, что лишать себя этого, мне кажется, неразумно.
Планируете ли расширять географию распространения книги? Например, в Израиле?
Я бы с радостью перевела ее на иврит, но пока не планируется, это, скорее, вопрос к издательству. Я вижу, что есть результаты моей работы и если это кому-то поможет, то я буду только счастлива.
И напоследок еврейская мудрость…
Мудрецы раввины говорят, что самый долгий путь от сердца, где рождаются мысли, до разума, где они уже приобретают четкий смысл и очертания. У вокалистов путь гораздо более долгий – мы мало того, что должны эту эмоцию поймать, перевести ее в разум, прочувствовать, осознать, а потом еще вербально ее родить и осознать, что словом был создан мир.
Автор: Анастасия Бойко
Читайте также