Сонный кукольный городок Сентендре (искажение от Святой Андрей) в Венгрии был основан в XI веке. К раннему Средневековью его буквально наводнили сербы и греки, бежавшие от турок. Развитию города мешали эпидемии чумы и река, выходящая из берегов.
К началу ХХ века городок облюбовали художники, а позднее, и туристы. Сегодня в Сентендре несколько церквей, несколько музеев и одна микро синагога. Мы проигнорировали творчество художников и керамистов, но с удовольствием посетили музей марцепана, елочных игрушек и этнографический парк в котором собрали восемнадцать деревней со всех районов страны. Самобытно, симпатично, кукольно. В музее елочных игрушек нас захлестнуло волной ностальгии по советскому детству… Все те же, уже давно забытые игрушки главного народного праздника. Мандаринки, канитель, елочка…
В кукольном Сентендре есть два музея не обозначенные на карте. Один из них, это синагога, одна из самых маленьких в мире. В ней десять сидячих мест. Миньян. И по сути своей она памятник, музей звериной жестокости.
В июне 1944 года нацисты депортировали из Сентендре и окрестностей около трёхсот евреев. Синагога была уничтожена. Еврейская община тоже.
Из немногих выживших был Дьёрдь Санто. В 1997 году он решил построить во дворе родительского дома синагогу, в память о родителях, и разделивших их участь, соседях. Но, внезапно, скончался.
Его замысел пришлось осуществлять его сыну Андрашу Санто. Его поддержали Объединение венгерских общин и Еврейский музей в Будапеште. В 1998 году главный раввин Венгрии профессор Иосиф Швейцер торжественно внес свитки Торы и поместил их в ковчег синагоги. Во дворе мемориальная доска – память, имена…
Нееврейская женщина – ключница открывает синагогу иногда.
А еще есть кладбище, про которое нет информации ни в одном русскоязычном, ивритском, английском источнике. В 2000 году журналист – лауреат Пулитцеровской премии Петер Кертес очистил его от мусора и восстановил надгробия. Его уже нет, про ключи никто ничего не знает…
Пока живы люди, которые помнят хоть что-то, они делают проекты, не дают забыть. Но, они уходят, дети прерывают цепь памяти. Возможно ли восстановить это потом?
Читайте также