В течение многих лет израильская политика не знала покоя, но в последние месяцы она достигла точки кипения. В «нормальном» государстве, если предлагается некий закон и с ним кто-то не согласен, каждая из сторон наверняка стремится к общему благу – лишь представляет себе это благо по-разному или смотрит на него с разных сторон. И утверждением «мы уверены, что вы так же заботитесь о благе общества и государства, как и мы, а теперь давайте разберемся…» можно погасить много политических пожаров. А в Израиле это искусство почти забыли.
Самое печальное в том, что суть споров, само яблоко раздора, скрыто в мелких формулировках законодательства, которые сами по себе могут привести к добру, а могут и не привести, в зависимости от трактовки и практического исполнения, поэтому я даже пробовать не буду объяснить, где собака зарыта. А для «движения за» и «движения против» эти частности давно завалены такими пластами горящих эмоций, такими грудами взаимных обид, что слова «за реформу» или «против реформы» стали синонимами характеристик «хороший человек» или «плохой человек» – или наоборот! Большого труда стоит иногда вспомнить, что по обе стороны баррикад стоят сыны Авраѓама, Ицхака и Яакова, которым заповедано любить ближнего, как самого себя.
Но хабадники об этом никогда не забывают и предлагают в будние дни каждому еврею выполнить заповедь тфилин. Это одна из кампаний, объявленных Ребе перед Шестидневной войной, чтобы евреи накопили заслуги для победы. Ведь тфилин — «это заповедь, стоящая всей Торы», как говорят мудрецы. И мелкие политические пристрастия не имеют по сравнению с ней никакого значения.
В прошлый четверг, в разгар жаркого дня в Иерусалиме, я воспользовался коротким пребыванием на Святой земле и посетил знаменитый рынок Махане Йеѓуда в центре города, в этом месяце отметивший столетие. Рядом с прилавками плодов Земли Обетованной стоит стенд для тфилин, который действует уже много лет. Я присоединился к стоящему за ним хабаднику и тоже принял участие в кампании тфилин. И он рассказал мне, что по пятницам и в канун праздников по всему рынку добавляются еще несколько таких стендов, и активисты не остаются без работы. Вместе с ним я увидел, как евреи подходят, чтобы исполнить заповедь, непохожие друг на друга и в то же время похожие как братья. «Один Отец небесный у них, и поэтому все они братья», как говорит Алтер Ребе в 32 главе Тании. Именно такое отношение строит общественный климат, в котором любые разногласия должны восприниматься как разные взгляды на путь к единой благой цели.
Читайте также