Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Ибо не оттолкнет Он от Себя отверженного

10 июня 2024 / Главная / Важное / Jewrnal / Слово еврея
search
yosef-burg

– Я не думал, что будут рассказывать об этом, но в свете того, что я читал сегодня утром в недельной главе, всплыло воспоминание…

Вместе с другими участниками фарбренгена неделю назад – в честь Шабата, когда благословляют новый месяц и заканчивают читать книгу Ваикра – я внимательно слушал историю из детства главного раввина России р. Берла Лазара. Ведь он очень мало делится с нами воспоминаниями детства.

– Однажды, когда я был подростком, нас в Италии посетил Йосеф Бург, депутат от одной из религиозных партий, который в то время был министром внутренних дел Израиля. Это было время, когда в Израиле принимали закон «Миѓу йеѓуди – Кто является евреем». А он был важен для Закона о возвращении. Кто будет иметь право на репатриацию, по какому критерию? Была предложена формулировка «Еврей – тот, кто родился от еврейской матери или обратился в иудаизм, и при этом он не принадлежит формально к другой религии». Такой человек имеет право на репатриацию. Все, казалось бы, хорошо?

Однако Ребе изо всех сил боролся за то, чтобы после слов «обратился в иудаизм» добавили «согласно ѓалахе». Ведь без этих слов право на репатриацию получали сотни тысяч «геров-лайт», прошедших реформистский гиюр и не думавших соблюдать заповеди в полном объеме! То есть по-настоящему – неевреев, которых все будут считать евреями. Ребе просил Йосефа Бурга выступить против формулировки без слов о ѓалахе, которую продвигали многие депутаты: ведь Бург был депутатом от религиозной партии, а его жена была из потомков лидеров Хабада. Но Йосеф Бург голосовал за закон без «ѓалахического» добавления. И хасиды его за это недолюбливали. Поэтому наше руководство спросило в секретариате Ребе, принимать ли его в нашей школе. Нам разрешили.

Итак, Бурга пригласили посетить школу Хабада в Милане, которая располагалась в двухэтажном здании с дополнительным чердачным этажом. Это учреждение было гордостью общины. Было решено, что наряду с официальными словами необходимо твердо выразить ему мнение и подход Ребе к единству народа и Страны Израиля. И мне поручили что, когда гость появится в нашем классе, я процитирую первый комментарий Раши в Торе – о том, что весь мир принадлежит Всевышнему, и Он, как его хозяин, отдал Страну Израиля нам.

А теперь сделаю отступление. На стих «И буду водить вас с поднятой головой (комемиют)» из недельной главы «Бехукотай» Гемара говорит: рост евреев во времена Избавления будет отличаться от роста человека в наше время. Ведь это будет время чудес. По мнению рабби Йеѓуды рост еврея будет сто локтей, а по мнению рабби Меира – двести локтей. Почему рабби Меир думает так? Рабби Меир учит это из слова «комемиют», которое можно перевести как «два роста» или «два этажа» (рост, этаж – «кома»).

В беседе по главе Бехукотай, которую Ребе произнес ровно 60 лет назад, он объясняет этот спор на более глубоком уровне, с точки зрения хасидизма. Есть два типа служения. Есть служение праведников, цель и достоинство которых в том, чтобы привлечь высший свет и высшие откровения в этот мир. И есть служение раскаившихся, смысл которого – поднять нечистоту этого мира и превратить ее в святость и добро. И у каждого из этих двух типов служения есть достоинство, которого нет у другого. В будущем Избавлении они объединятся, и у каждого из народа Израиля будут оба вида служения. Так вот, по мнению рабби Йегуды, эти два способа служения полностью объединятся в человеке, в каждом действии, которое он совершает. Но согласно мнению рабби Меира, они объединятся только в душе человека, но в физическом теле человека – нет, и каждый из способов будет выражаться отдельно по форме и действию, для каждого типа служения потребуется «отдельный этаж». Поэтому рабби Меир считает, что рост человека во времена Избавления будет еще вдвое больше, чем думает рабби Йеѓуда. Человек будет «комемиют», двухэтажным, один рост для одного служения и еще один рост для другого служения.

Теперь я возвращаюсь к воспоминаниям моего детства. Когда гость, Йосеф Бург, закончил осмотр первого этажа, я стоял рядом с директором школы. Он хотел произвести впечатление на гостя и гордо сказал ему: «У нас есть еще один этаж учебных классов». Бург сразу отреагировал: «Ага, ведь Ребе говорил о том, что “комемиют”, с поднятой головой, означает еще и “два этажа”…»

Сегодня я понимаю, что Йосеф Бург мог удостоиться «служения раскаявшихся». И нам была поставлена задача – помочь ему, стремиться к тому, чтобы речи, которые будут произносить дети в классах, побудили его к тому, чтобы он стал действовать согласно подходу и указаниям Ребе. К сожалению, тогда этот шанс не осуществился.

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

Творческая встреча. Артем Варгафтик

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11