Как обычно в Шабат после полудня, я сижу с детьми в центральной синагоге, читая те Теѓилим, которые принято произносить в Шабат. Нашу программу я начинаю обычно с изучения мидрашей на наступающую недельную главу. В прошлый Шабат ученик Менахем Гарфункель задал мне два прекрасных вопроса по недельной главе нынешней недели, «Ваишлах»:
Вопрос первый. В начале главы мы узнаем о том, как Яаков готовится к встрече со своим братом Эсавом, и о страхе перед тем, что может случиться с ним и его семьей. Но ранее, в главе Толдот, мы читаем: «И сказал Эсав в сердце своем: приблизятся дни траура по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего». Если так, почему Эсав отправился воевать с Яаковом, когда их отец Ицхак был еще жив?
Вопрос второй. Потом написано о том, как Яаков перевел всю свою семью через реку Ябок, а сам переправился обратно, чтобы принести забытые им небольшие вещи. И когда он оказался один, внезапно пришел «ангел Эсава» и сражался с ним до рассвета, и в итоге Яаков победил. В память об этой истории с тех пор и по сей день запрещено есть «гид ѓа-наше», бедренное сухожилие животного. А где были сыновья Яакова? Они вообще не заботились о нем? Почему они не отправились на его поиски, когда он внезапно пропал на долгое время?
Комментарий «Сифтей хахамим» дает ответ на первый вопрос от имени «Минхат Йеѓуда». Обещание Эсава не убивать Яакова до смерти их отца Ицхака касалось лишь ситуации, когда они будут жить вместе с Ицхаком. А если бы Яаков пошел в другое место – Эсав немедленно убил бы его.
Я добавил к этому, что теперь понятно, почему мидраш рассказывает, что как только Яаков вышел из дома своего отца, его догнал Элифаз, сын Эсава, чтобы убить его. Условие выполнено, Яаков больше не находится рядом с Ицхаком, вот и представилась возможность убить его!
На второй вопрос я ответил так: мидраш в начале главы Вайеце говорит, что как только Яаков достиг горы Мория, зашло солнце, чтобы он там заночевал. Ночь тогда была длиннее, чем ей положено быть. Для сохранения гармонии ночь борьбы Яакова с ангелом Эсава могла быть короче, чем ей положено быть. И возможно, когда сыновья Яакова забеспокоились, куда девался их отец, и собрались его искать, борьба Яакова с ангелом Эсава уже закончилась. Кто сказал, что она была долгой?
Однако мой брат рав Мататья написал мне, что на эту тему размышляли мудрецы прежних лет, и пришли они к серьезным выводам. Тора приводит такую формулировку: Яаков хромал после борьбы с ангелом, «поэтому сыны Яакова не едят сухожилие бедра». Не сказано, что Всевышний именно тогда запретил сыновьям Яакова есть это сухожилие: сказано, что они сами, по своей инициативе перестали его есть. Но почему и зачем они это сделали? Каким образом хромота Яакова привела к тому, что его сыновья отказались есть определенную часть мяса?
И вот мой далекий предок, рабби Йехуда Хасид, написал в «Сефер хасидим»: «Сказали сыновья Яакова: это была наша вина, мы оставили отца одного в ту ночь, поэтому с ним случилось то, что случилось. И чтобы напоминать себе об этом, чтобы соблюдать заповедь почитания отца, мы поклялись не есть бедренные сухожилия». Комментарий «Хазкуни» пишет немного иначе: «сыновья Яакова поступили плохо, не проводив своего отца и отпустив его в путь одного, в результате чего он был поражен в сухожилие. И поэтому Всевышний запретил нам есть бедренное сухожилие, чтобы они помнили о заповеди провожать путников». Другой наш далекий предок, РОШ, пишет: «Они отпустили его одного, и он потерпел ущерб. В знак этого утратили сыны Яакова на все поколения вкусную еду, чтобы помнить об этом проступке». (Пишут, что стейк из бедра коровы действительно вкусен, я его, как понятно, сам не пробовал).
Раз уж зашла речь о заповеди почитания отца, мне пришло в голову, что она может ответить и на первый вопрос. Эсав мог подумать: «Мой брат Яаков не почитает нашего отца, так и я не буду почитать отца во всем, что касается самого Яакова». Поэтому он позволил себе пойти войной на своего брата даже при жизни их отца Ицхака. А разве Яаков не почитал отца? Действительно, мидраш говорит: «Яаков очень испугался, так что тело его размякло, как воск. Он подумал: Уже двадцать лет, как я не заботился о своем отце!» И как говорит мидраш далее, Яаков был наказан за это долгой разлукой с сыном Йосефом, по числу лет, которые он не был с отцом — мера за меру.
Как важна заповедь почитания родителей!
Читайте также