Р-н Янки Таубер
Когда вы чем-то огорчены, вы идете к отцу или к матери?
Когда я обращаюсь к отцу, то обычно он говорит мне, что всякое случается в жизни и что наша задача заключается в том, чтобы быть выше этого. Он объясняет, что чем старше и мудрее я становлюсь, тем более мелкими и незначительными будут казаться возникающие на пути проблемы. После такой речи я чувствую себя немного обманутым – ведь, в конце концов, он так говорит о моем большом горе, – но, тем не менее, после этого оно действительно кажется мне уже не таким большим, и я начинаю видеть путь к преодолению этой ситуации.
Когда я обращаюсь к матери, то обычно слышу, как хорошо она понимает, через что мне приходится проходить. Она плачет со мной, и я вижу, как мое горе настолько же болезненно для нее, как и для меня. Когда я делюсь своим горем, оно претерпевает незаметную трансформацию. Это уже больше не бессмысленный, давящий на меня груз, разрывающий мой ум и сердце и отрезающий меня от всего остального мира; это теперь среда, в которой можно существовать; мир, в котором можно ориентироваться; сила, которую можно использовать. Мое горе не становится меньше, но оно становится выносимым и даже полезным.
“Как жалеет отец сыновей”, – говорится в Псалмах, – “так жалеет Г-сподь боящихся Его”. “Как утешает человека мать его”, – провозглашает пророк Исайя, – “так Я утешу вас”. Так кто же Он? Кто Б-г – мать или отец?
Является ли Б-г трансцендентной силой в нашей жизни, голосом, который побуждает нас и вдохновляет перерасти трудности настоящего момента? Или же Б-г – это наш источник утешения, успокоительные объятия, заверяющие нас в том, что ничто пережитое нами не бессмысленно, что все, что мы переживаем, познаем и чувствуем, можно превозмочь, прожить и исправить?
“Утешайте, утешайте народ Мой” – написано в афтаре, отрывке из Пророков, который читают в Субботу после Девятого Ава, первом из “семи текстов утешения”, которые мы читаем после трех недель скорби о разрушении Храма. “Я, Я – утешающий вас”, – с этих слов начинается другой отрывок из этих семи. Пророки не заикаются, и не просто поэтично изъясняются. Согласно Мидрашу, повторение слов означает, что Б-г говорит: “Я буду и тем, и другим. Я буду вам и матерью и отцом”.