Многие месяцы мы молились о его выздоровлении, но, к великому нашему сожалению, раввин Менахем-Бенцион Гросман возвратил свою душу Творцу на следующий день после Симхат Тора в возрасте 81 года, оставив верную супругу, прекрасную семью и многочисленных потомков. Среди них — его достойный сын, раввин Элазар-Мордехай Гроссман, духовный наставник в старшей ешиве в Москве.
Он поспешил вылететь в Страну Израиля, чтобы сидеть «шива» рядом со своей семьёй, со своим дядей, раввином города Мигдаль ѓа-Эмек Ицхаком-Давидом Гроссманом. Я также был там, передал соболезнование от имени главного раввина России Берла Лазара, но долго задерживаться не мог. А мой друг некоторое время спустя передал мне несколько рассказов о покойном, услышанных там.
Однажды реб Менахем-Бенцион проходил по рынку «четырёх видов» перед праздником Суккот и заметил торговца, к которому никто не подходил — ведь его товар выглядел довольно непривлекательно. Он купил весь его товар и поставил у себя в комнате, сказав домашним: «Я хочу видеть это перед своими глазами!»
Один человек рассказал ему, что хочет стать софером и уже написал свой первый свиток Эстер – обычно первой большой работой будущего софера является именно мегилат Эстер, так как в ней нет имён Всевышнего. Реб Бенцион попросил посмотреть, выразил восхищение и купил эту мегилу для себя. Домашние удивились — ведь это первая мегила начинающего писца, ни красоты, ни изящества! Но реб Бенцион объяснил: «Когда этот софер писал свиток Эстер, он делал это в скромности и смирении, тщательно обдумывая каждую букву — не как опытный писец, уверенный в себе. Вот такую мегилу я и хочу».
Однажды к нему пришёл посторонний человек и пожаловался на тяжёлое материальное положение, особенно сейчас, перед свадьбой дочери. Реб Бенцион встал, вошёл в свой кабинет и принёс ему книгу «Ликутей Моѓаран», изданную сто пятьдесят лет назад, с автографом одного из учеников рабби Нахмана. И дал ему совет: «Это очень редкая книга. Ни за что не продавай её дешевле пятидесяти тысяч долларов!»
Реб Менахем-Бенцион привозил Ребе много редких книг. Однажды на аудиенции, перед прощанием, Ребе спросил, собрал ли он уже деньги для образовательных учреждений своего младшего брата Ицхака-Давида в Мигдаль ѓа-Эмек. И реб Менахем-Бенцион побежал по домам района Краун-Хайтс и собрал деньги для этих учреждений.
Один раз реб Бенцион пришёл к знаменитому каббалисту Баба Сали, с которым был близок. Баба Сали сказал ему: «Ты совершаешь много поездок — это мне очень нравится», опустил руку в карман своей марокканской «галабии», вынул оттуда все деньги, что там были, и дал реб Бенциону, чтобы помочь ему в поездках. Реб Бенцион вышел, а к Баба Сали стояла длинная очередь посетителей. И когда он дошёл до конца очереди, у него не осталось ни шекеля — он всё раздал.
Да будет память его благословенна!
Читайте также












