Раввин Лазар напоминает мне каждый год: «почтить вызовом на мафтир кого-нибудь из гостей». Я заранее проверяю, кто из гостей, оказавшихся у нас на праздник, старше всех, и вызываю его на «мафтир» — этот вызов к Торе считается в Хабаде самым почетным. Но ѓафтара последнего дня Песаха обсуждению не подлежит. «Только ради того, чтобы услышать эту ѓафтару, стоило приехать сюда на праздник», — сказал мне после молитвы гость, который впервые был в нашей общине во время праздника Песах.
В различные дни года ѓафтару читают на разные мелодии. Есть особые напевы для дней поста, есть для Рош ѓа-шана. С особым настроением читают ѓафтару в шабаты после Девятого ава. И ни с чем не спутаешь ѓафтару последнего дня Песаха, говорящую о грядущем Избавлении, которую читает Главный раввин России р. Берл Лазар. А после ѓафтары, как и в другие праздники и шабаты, р. Лазар произносит свою проповедь. В этот раз он начал с загадки, которую, по его словам, ему загадали в юности: «Какой стих Танаха мы произносим каждый день, повторяем его еще раз в неделю и еще один раз в месяц?»
Тишина. Впоследствии р. Лазар сказал, что ему в свое время потребовалось минут пятнадцать для ответа. Но на этот раз он не дал собравшимся пятнадцати минут, и более того, заострил вопрос: «Когда мы произносим эти слова каждый день, они – из Пятикнижия; когда мы произносим их раз в неделю — те же самые слова из Пророков, а когда мы произносим их каждый месяц – те же самые слова уже из Писаний». Прямо-таки викторина по Танаху. И опять молчание. Тогда р. Лазар дает третью подсказку: «Мы сказали эти слова сегодня здесь, в синагоге, три раза, и третий раз – буквально только что».
Я, как и прочие, полез в текст ѓафтары в сидуре. Но р. Лазар не проводил викторину, а произносил проповедь, и он сам дал ответ. «Вот эти слова: “Сила моя и песнь – Г-сподь, и Он будет мне спасением”. Их произнесли евреи в Песне на море – а это часть Пятикнижия, книги Шмот. Мы читаем ее каждый день в утренней молитве. Мы говорим эти же слова каждую неделю в ѓавдале на исходе Шабата как цитату из пророка Йешаяѓу. И эти же слова мы произносим каждый месяц в новомесячье в Ѓалеле, как часть псалма». Вот и сегодня мы сказали их в утренней молитве, сказали в Ѓалеле и еще раз – как часть чтения текста пророка Йешаяѓу в ѓафтаре. А смысл этих слов таков: “Сила моя” – не моя, а Г-спода. И осознав это, мы запеваем песнь, и в заслугу этого осознания Он будет нам спасением!»
Читайте также