Скоро еврейский мир будет отмечать Песах – время великих чудес, праздник обретения свободы и достоинства. Почему это стало возможным? Ответов много, но главное – это сила веры.
Наш кинокритик Ксения Гамалея в преддверии Песаха предлагает пересмотреть фильм о чудесах, связанных с другим периодом в еврейской истории, но, как и всегда, они стали возможны только благодаря вере в чудеса Всевышнего.
«Я знаю, что ты не любишь тоску… Но как же мне тоскливо.. Я столько лет надеюсь что-то получить. И ничего не получаю. Нет, правда, я не понимаю…. Я всего лишь хочу быть кошерным евреем, Господи…. Нам нужно чудо… Прошу тебя, дай нам чудо! ЧУДО, Господи, ЧУДО!».
Не складывается благополучная жизнь у Мойше Беланге и его жены Малки недавно пришедших к вере. Денег нет, детей нет, этрога нет. В холодильнике – качан капусты и две одинокие чесночины. Настроение у обоих – поникшее и тревожное. Улыбаться не получается. А завтра – праздник Суккот. Мойше слишком скромен и не может заставить начальство в срок выдать зарплату. Уповать остается только на чудо.
И – да… Вы, конечно, угадали – чудо происходит еще во время произнесения молитвы Мойше и его жены. Только вот материализуется оно не только в конверте с деньгами, но и в неожиданных гостях. Хотя, сами понимаете, посещение гостей – обязательная составная часть празднования Суккот. К Мойше Беланге заявляются особые гости, которых радостная семья, конечно же, усаживает за праздничный стол и с этого момента жизнь их меняется бесповоротно.
Семейство ни секунды не сомневается, что гости – посланники Б-жьи, и оказывает им все возможные почести. Хотя главный герой и предчувствует, что «гости из прошлого» – это неоднозначное чудо.
Оценят ли их доброту двое сбежавших заключенных? Глядя на них, верится с трудом. Новые проблемы приходят на место старых, разрешившихся столь чудесным образом. Семейству предстоит непростое испытание их веры.
Но, как в настоящей комедии, разрешаться проблемы будут иронично, но благополучно. Хотя добродушному Мойше с его обаятельной супругой и предстоит пройти сквозь нескончаемый поток драматических перипетий, вам предстоит улыбаться на протяжении всего просмотра фильма «Ушпизин».
В фильме израильского режиссера Гиди Дара и сценариста Шули Ранда нет столь привычных для российского, например, кинематографа, надрыва, боли и тоски. Каждая секунда фильма источает оптимизм и неиссякаемую позитивную иронию, заряжает абсолютной уверенностью в могущество искренней молитвы и верой в Б-жественное провидение.
Подкупает и удивляет эта картина абсолютным отсутствием пафоса и назидательности. Во многом поэтому смотрится фильм на одном дыхании – нет давлеющей на зрителя морали. Светлая, чистая уютно-теплая и легкая атмосфера излучает любовь, искренность и так редко встречающийся сегодня бесхитростный взгляд на жизнь. Плюс – абсолютное и безусловное смирение перед волей Б-жьей, которое становится ключом к сердцу каждого зрителя.
В любом хорошем фильме (хороший – это вызывающий эмоции и желание рассказать о нем близким) есть определенный процент жизненной правды, растворенной в ткани кинематографического повествования. В каких-то историях больше киноэффектов, в других – на первый план выходит достоверность нашего с вами бытия.
«Ушпизин» необычен во всем. Изощренные киноманы могут саркастично спросить: «И что же в нем такого необычного? Особенная режиссура? Уникальный сценарий, необычная операторская работа или выдающийся звездный актерский ансамбль?». Нет, нет и нет, почтенные знатоки кинематографа. Все, так называемые, элементы киноязыка здесь отходят на второй план, уступая место правде жизни.
Реалистичность происходящего обращает на себя внимание и подкупает с первых же минут просмотра. Ты не заметно для себя растворяешься в достоверности атмосферы – авторы тонко и ненавязчиво погружают тебя в жизнь еврейской общины. Создатели ювелирно вплетают достоверные детали в ткань киноповествования, создавая мозаику жизни, в которую сразу веришь и внутри которой находишься в течение почти полутора часов.
Как удалось создать такое простое и одновременно тонкое кино? Возможно, одна из причин заключается в том, что фильм создавался в содружестве профессионалов киноиндустрии с представителями религиозной части еврейской общины.
Еще одной, безусловной причиной удачи фильма является сценарист и исполнитель главной роли Шули Ранд. Вы, его, конечно же, знаете: популярный музыкант, в далеком прошлом – израильский актер, ведущий ортодоксальный образ жизни. Обратите внимание, он ничего не играет – Шули Ранд живет в фильме, вызывая веру в своего героя с первой же секунды своего появления на экране.
В одном из интервью, после выхода фильма, Шули Ранд размышлял о способности искусства разрешать жизненные противоречия, примиряя и объединяя самых разных людей. «Искусство помогает перешагнуть через второстепенное, несущественное и перейти к значимому, к сути бытия».
Закономерно, что «Ушпизин» был удостоен израильской кинопремии «Офир» за лучшую актерскую работу Шули Ранда. Игра его жены – Михаль Бат-Шевы Ранд, которая впервые появилась на экране, также получила приз критиков за роль Малки Беланги.
«Ушпизин» я бы, наверное, назвала комедией для семейного просмотра в уютной домашней атмосфере. Добрый и теплый фильм убеждает нас в том, что чудеса в нашей жизни есть. Если молиться и верить.
Автор: Ксения Гамалея
«Ушпизин», Ha-Ushpizin («Гости Суккота»)
Страна – Израиль
Год – 2004
Режиссер – Гиди Дар
Сценарий – Шули Ранд
В ролях – Шули Ранд, Михаль Бат-Шева Ранд, Шауль Мизрахи, Илан Ганани
Композитор – Ади Ран
Слоган – When you realy need a miracle…
Читайте также