Авторизация

×

Регистрация

×

Разрушительницы еврейского культурного эмбарго в СССР

12 сентября 2016 / Главная / Журнал / Культура
search
98485438

В 1959 году «железный занавес» еще наглухо был закрыт. Сейчас трудно представить молодым, ныне живущим в России, свободно путешествующим по всему миру и справляющих Хануку в Кремле, что всего каких-то 50 лет назад еврейская культурная и религиозная жизнь Москвы была практически под  запретом. Со смертью Сталина государственный антисемитизм стал менее кровожадным, но по-прежнему не было ни еврейских школ, ни еврейских театров, ни еврейских газет.

Появление на американской выставке в Сокольниках в 1959 году сестер Бэрри, певиц поющих еврейские песни на идиш, было для советских евреев настоящим чудом. Война смела с лица земли традиционные еврейские местечки с их неповторимой атмосферой, бытом и языком и, казалось, уйдет чудом уцелевшее после страшной бойни поколение, говорящее на идиш, и исчезнет даже память о языке наших предков.

Сестры Бэрри родились в Нью-Йорке, но их отец, Хаим Бегельман  был родом из Киева, где он и его предки многие годы жили, занимаясь торговлей и ремеслом. Революция, разрушив старый мир, в новый не принесла ничего, кроме разрухи, горя и нищеты. Киев занимали то белые, то красные, то зеленые, то анархисты. И Хаим, понимая, что покоя ни под той, ни под другой властью не будет, двинулся с родного Подола в далекую Америку.

3589213-e23f9c1fc3693c08Он поселился в Нью-Йорке, в Бронксе и скоро нашел свое счастье, женившись на хорошей еврейской девушке Эстер. Вскоре родились дети Клара в 1920 году, Мерна в 1923 году и еще несколько сестричек.

«Семья была большой и дружной. Мы всегда ели только вместе, отдыхали вместе, вместе гуляли, вместе помогали маме по хозяйству. Это сегодня дети могут неделями не общаться с родителями, а у нас, к счастью, было не так», — вспоминает Клара.

Для многих эмигрантов, не владевших английским, газета и радио «Форвертс», выходящие на идиш, были единственным окном в мир, а по воскресеньям, когда шла детская музыкальная передача, в которой пели, играли на скрипочках и пианино талантливые дети, буквально все прилипали к радиоприемникам.

Мама Клары тоже решила повести Клару на прослушивание, ее голос понравился редакторам, и девочку пригласили для выступления.

Вспоминает Клер Бейгельман: «А потом мы вернулись домой, и мама пошла к матери моей подруги, которая брала уроки фортепиано, и моя мама спросила у ее мамы: «Сколько это вам стоит?». Та ответила: «Пятьдесят центов за урок». Тогда моя мама сказала: «Я буду платить вам 25, и пусть ваша дочка учит мою». И она начала меня учить тому, чему сама только что научилась, за 25 центов».

Сестры3Когда Кларе было 11 лет, а ее сестре Мерне 7. На радио решили  отобрать способных девочек для новой программы, научить их музыкальной грамоте и платить за  выступления по пять долларов.

Кларе эти 5 долларов показались настоящим богатством. Обучение давалось с трудом и Клара, конечно бы плюнула на это нудное занятие, если бы не обещанные пять долларов. А потом мама попросила Клару научить петь и младшенькую Мерну.

Когда юные певицы исполнили на радио несколько песен, их заметил телевизионный ведущий Эдди Салливан, знаменитый открыватель талантов, он и помог сестрам стать профессиональными певицами. Клара стала Клер, Мерна — Миной, а дуэт стал называться «Сестры Бэрри». Девочки со временем прошли хорошую вокальную школу, а удивительное сочетание их голосов высокого и низкого тембра помогло сестрам создать свое собственное, ни на кого не похожее пленительное звучание.

Репертуар сестер был очень разнообразен — они пели песни на нескольких языках, но знаменитыми на весь мир стали благодаря великолепному исполнению песен на идиш. Старые, прекрасные мелодии в джазовой обработке Абрахама Эльстайна заискрились и зазвучали по-новому. Сестры много гастролировали по всему миру, и везде их ждал ошеломительный успех. 

абрахам эльстайнАртистическая судьба привела сестер в Москву. В 1959 году открылась в Сокольниках американская выставка, за две недели ее посетило около миллиона человек. Советских людей интересовало все – цветные телевизоры, стиральные машины, жвачки, автомобили, «Пепси-кола» и глянцевые журналы, а изголодавшаяся по зарубежной эстраде публика валом валила на концерты сестер Бэрри в Зеленый театр. Полной неожиданностью для всех стало, когда после песен на английском сестры запели на идиш.

Таких невероятных событий в жизни тогдашнего советского еврейства было два — приезд в Москву Голды Меир и концерт сестер Бэрри.

В Москву кинулись евреи со всей страны, готовые за любые деньги приобрести кассеты с песнями сестер Берри. С тех летних дней в больших и маленьких городах СССР, в тысячах семьях зазвучали их волшебные голоса.

Что в дальнейшем стало с сестрами? В 1976 году умерла Мерна от опухоли мозга. Много лет после ее смерти Клер не могла петь и только лет пятнадцать-двадцать спустя снова запела, но уже с мужчинами с Эмилем Горовцом и Яковом Явно. Клер прожила очень долгую жизнь – 91 год, ее не стало в 2014 году.

В песнях «Сестер Бэрри» оживал прекрасный, ушедший мир, в котором слышны были интонации и навсегда исчезнувших штетлов, портовой Одессы и джазового Нью-Йорка. Их красота, берущие за душу голоса, душевность, любовь к своему народу, щемящая грусть  навсегда останется в памяти и нынешних слушателей.

Юлия Королькова
Об авторе
Меня зовут Юлия Королькова. Окончила Институт культуры. Мы его называли институт культуры и отдыха, потому что учится там было легко и интересно. Очень люблю валяться на диване и читать интересные книжки. Очень люблю валяться на диване и смотреть хорошее кино. Много путешествую, побывала во многих странах, например, на Крайнем Севере, на берегу Ледовитого океана и в пустыне Нубии. Пишу давно и с удовольствием. Я счастливый человек, который занимается любимым делом.
Читайте также

10 комментария(-ев)

  1. Людмила Кучинская
    2017-02-20 в 16:59

    Помилуйте , какие «кассеты» в СССР в 1959 году ?!.. Еще катушечные громоздкие магнитофоны «Днепр» были большой редкостью . Кассетники появились в конце 70-х.

    • Соломон
      2017-02-26 в 16:43

      Ты,наверное,права.Я купил «Комету» в 1961.Какое это имеет значение. Американская выставка была.Сёстры Бери пели.Революция.Написано тепло и интересно.Спасибо.

    • Алексей
      2017-04-10 в 10:31

      Бобинные «Днипро-11» до середины 70- были едва ли не самыми лучшими массовыми бытовыми магами. Громоздкий деревянный корпус и скорость протяжки 19.5 см/сек способствовали отличному звучанию, куда лучшему и мощному, чем у металлических «Комет» и «Айдасов»

      • Коля
        2017-05-29 в 19:40

        И «Айдас» и «Комета 201» были в деревянных корпусах. Другое дело, что в «Днепр 11» было два динамика по 2 Ватта, а в «Айдасе» — один динамик 1 Ватт.
        В творчестве Сестер Бэрри было два вида песен. Условно, конечно.
        Это — американская эстрада тех лет и собственно еврейские песни.
        Немного проглядывала и восточная музыка.

  2. Глеб Бараев
    2017-02-28 в 14:37

    Были в 1959 году кассеты, но не магнитофонные, а диктофонные, на немецких аппаратах Грюндиг и Телефункен. В СССР их было немного, но были.

  3. Лариса
    2017-05-01 в 08:49

    Спасибо, Юлия! Мой папа очень любил музыку, у подпольных спекулянтов записывал на кассеты недоступных зарубежных исполнителей за немалые деньги. Мама ворчала. Но когда он, торжествующий и сияющий принес очередную добычу — «Сестры Бэрри» — мама бросила все дела и буквально застыла у магнитофона, начала подпевать — у нее был прекрасный голос. Я тоже была потрясена голосами и неслыханными песнями. Мама переводила мне непонятные слова. «Тум балалайка, шпир балалайка!» — это был шок! https://youtu.be/SLbJC8pkLuk

  4. Николай Алексеевич
    2017-05-08 в 21:12

    Автору — приз симпатий за хорошую, душевную публикацию и за самопредставление, в котором есть и скромность, и тепло, и мудрость…

  5. Геннадий
    2017-05-19 в 18:12

    С песнями сестёр БЕРРИ мы (Я со своими друзьями) познакомились ещё будучи школьниками, а окончил я школу в 1953 году. Обучаясь в МЭИ им. Молотова я на одном из «вечеров» сам рискнул исполнить их шлягер «А БИСЛ ЗИН, А БИСЛ РЕЙГЕН, А БИ МИ ОТ ВИ ДЕР КОПФ ЦУЛЕЙГЕН» и т.д.,
    Когда замдекана узнал, что песня исполнялась на языке ИДИШ, он стал угрожать мне, кстати отличнику и довольно «авторитетному» студенту 2-го курса, отчислением из института.
    Но всё как-то замяли.
    А песни «СЕСТРИЧЕК» и сейчас комфортно сидят в моих ушах.

  6. Геннадий
    2017-05-19 в 21:03

    С песнями сестёр БЕРРИ я и мои друзья познакомились ещё будучи школьниками примерно в 1952 — 1953 году. Потом, обучаясь в МЭИ им. Молотова, на одном иэ «вечеров самодеятельности» я сам рискнул исполнить их шлягер «А БИСЛ ЗИН, А БИСЛ РЕЙГЕН, А БИ МИ ОТ ВИ ДЕР КОПФ ЦУЛЕЙГЕН» и т.д. Когда замдекана узнал, что песня исполнялась на языке ИДИШ, он стал угрожать мне,кстати отличнику и довольно «авторитетному» студенту 2-го курса, отчислением из института. Но всё как-то замяли. Дело было уже в 1955 году и песни сестёр БЕРРИ были распространены.
    А песни «СЕСТРИЧЕК» и сегодня конфортно сидят в моих ушах.

  7. Борис
    2017-05-28 в 19:17

    Вкралась досадная опечатка: Клер 1920 — 2014, 94 года, а не 91.

Оставить комментарий