В главе Торы “Шофтим” содержится указание: “Поставь над собой царя”.
По поводу этой заповеди существует известный вопрос. Когда евреи потребовали от пророка Шмуэля: “Пусть царь будет над нами”, Всевышний расценил это так: “Мною вы пренебрегли”. Почему? Ведь Он сам заповедовал в Торе: “Поставь над собой царя”?! Кроме того – если это пренебрежение Б-гом, почему же в конце концов Шмуэль выполнил пожелание евреев, и помазал Шауля на царство?
Любавичский Ребе отвечает на эти вопросы, приводя тезис из учения хасидизма о том, что в идее монархии заложено два разных неравноценных уровня:
1. Монарх своей властью гарантирует справедливое устройство государства. “Если бы не страх перед царством, люди друг друга живьем бы съели”. Хоть разум и без того подсказывает человеку, что ему стоит вести себя благопристойно, но этого недостаточно, ибо “глаз видит и сердце алчет”. И только страх перед царством сдерживает людей от потакания всем своим страстям.
2. Разум возобладал и общество отнюдь не из-за страха перед властями ведет себя достойно. Но просвещенный монарх являет собой пример высшего благородства, становится нравственным ориентиром.
Этим и объясняется двойственное отношение Писания к монархии. Тора велит “поставить над собой царя”, учителя и главу поколения, который будет служить маяком благочестия обществу. Если же люди желают монархии, мечтая о “сильной руке”, то получается “Мною пренебрегли” – подменили страх перед Небесами страхом перед жандармами. Такому обществу действительно нужен диктатор, потому что без него оно превратится в джунгли.
Борух Горин