В Торе рассказывается о переселении сынов Израиля в Египет, о правлении Йосефа в стране египетской. С этих событий начинается история пребывания евреев в египетском рабстве. Напомним, что все это началось с того, что сыновья Яакова продали своего брата Йосефа в рабство. Вызывает удивление тот факт, что Писание, излагая историю коварного злодеяния, не выносит по этому поводу осуждающего приговора и в явном виде не содержит даже упрека в адрес братьев Йосефа. Мы попытаемся разобраться в сущности разногласий между братьями и Йосефом, разногласий, которые привели к столь непримиримой вражде.
В Торе рассказывается: “А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости…” (Брейшит, 37:3). Согласно арамейскому переводу Онкелоса, и Раши охотно принимает это толкование: “он был сыном мудрым”, ибо по-древнееврейски “старость” и мудрость” обозначаются одним и тем же словом зекуним — Яаков, по этому толкованию, передавал основы учения о Едином Б-ге Йосефу, который отличался особой понятливостью. Это толкование хорошо согласуется и с тем, что говорит Йосефу фараон: “Так как Всесильный возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого, подобного тебе” (Брейшис, 41:39).
Особое пристрастие Яакова к Йосефу настораживало братьев. Они знали о горьком опыте их отца, когда его нечестивый брат Эсав добился полного доверия у Ицхака, который готов был благословить его вместо Яакова. Тогда Яаков вынужден был бежать в Месопотамию, спасаясь от брата своего Эсава. Братья Йосефа полагали, что история может повториться. К тому же произошел случай, который еще больше восстановил их против Йосефа. «Когда братья его увидели, что отец любит его более всех братьев его, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. И приснился Йосефу сон, и рассказал он братьям своим, и они еще более возненавидели его. И сказал он им: “Выслушайте сон этот, который мне приснился: Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот поднялся мой сноп и стал, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу”. И сказали ему братья: “Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?” И еще более возненавидели его за сны его и за речи его. И ему приснился еще сон другой, и он рассказал его своим братьям, говоря: “Вот приснился мне еще сон, что вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне”. И рассказал он отцу своему и братьям своим, и побранил его отец его, и сказал ему: “Что это за сон, что приснился тебе?! Неужели я, и мать твоя, и братья твои придем поклониться тебе до земли?!”» (Брейшис, 37:4–10).
Сновидения Йосефа не нуждались в особом толковании. В первом сне он видел свой сноп, перед которым кланялись снопы его братьев. По их мнению, юноша мечтал о власти над ними, его собственными братьями! Во втором сне уже солнце и луна (его отец и мать) и одиннадцать звезд (одиннадцать братьев его) кланяются ему. Яаков внутренне чувствовал, что сны его пророческие. Однако, чтобы несколько смягчить ненависть братьев к Йосефу, он упрекнул его и даже попытался показать, что сны эти несостоятельны. Так, матери Йосефа Рахели уже не было в живых, следовательно, она не могла прийти и поклониться ему.
Ключом к пониманию сущности ненависти братьев к Йосефу является упомянутая фраза: “Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?” Но разве “царствовать” и “править” — не одно и то же? Зачем это, казалось бы, ненужное повторение?
Рабби Авраам ибн Эзра, один из величайших комментаторов Писания, живший в Испании в XII веке, поясняет эту фразу так: “Мы тебя изберем царем над нами или же ты будешь властвовать над нами силой?” Это толкование основывается на семантическом значении слов мелех и мошел. Мелех — это царь, законный правитель, занимающий свой пост волею народа; мошел — это диктатор, властвующий силой. В свете этого слова, сказанные братьями Йосефу по-древнееврейски, приобретают новый смысл: “Гамалох тимлох алену” — “Неужели ты думаешь, что мы сделаем тебя царем над нами?”; “Им машол тимшол бану?” — “Или же ты думаешь властвовать над нами силой?”
Но в чем, собственно, состоял грех Йосефа, по мнению братьев? Двенадцать сыновей Яакова были родоначальниками двенадцати племен, колен Израиля. Уже в то патриархальное время они обладали высоким национальным самосознанием. Когда дочь Яакова Дина была насильно взята в жены князем города-государства Сихем, двое из братьев ее, Шимон и Леви, объявили войну этому городу и разрушили его. Как сказано в Торе, Йосеф, уже находясь в египетской тюрьме, говорит о “стране евреев”: “Ибо украден был я из страны евреев…” (Брейшис 40:15). Комментаторы считают, что речь идет о территории в районе Хеврона, где жили праотцы. Вместе с осознанием своего национального будущего сыны Израиля имели внутренние уставы, которыми они еще в те древние времена, до дарования Торы, отличились от окружающих их народов. В их представлениях власть одного человека над другим сама по себе является грехом. Народ может установить себе вождя или царя, который будет руководить обороной страны, заботиться о благе своего народа, но он не может быть выше закона. Еврейские цари не строили себе пирамид, не воздвигали обелисков, восхвалявших свои военные успехи. Их добрые дела увековечены в Священном Писании, их проступки в равной степени осуждались. Само стремление властвовать было крайне чуждо духу народа. Вспомним Саула, который убежал и спрятался в обозе, когда пророк Самуил хотел помазать его на царство.
В Талмуде приводится дискуссия между Александром Македонским и еврейскими мудрецами. “Что должен делать человек, чтобы быть приятным людям?” — спрашивает Александр. “Бежать от власти”, — советуют мудрецы великому завоевателю. “Нет, — возражает им Александр, — надо стремиться к власти и использовать ее на благо людям”.
В свете всего этого мы можем понять поведение сыновей Яакова по отношению к Йосефу. Если его сновидения являлись свидетельством того, что он мечтает о власти, в их глазах он уже был дисквалифицирован для такой должности. Но поскольку Йосеф безусловно обладал качествами, которые необходимы правителю, — считали они, — он, как человек невысокой нравственности станет добиваться власти силой и интригами. Это, по их мнению, следовало пресечь, и отсюда стремление умертвить его.
Ошибочность решения братьев привела к многовековому египетскому рабству наших предков. Высота же нравственных идеалов Йосефа раскрылась в том, что он не только не мстил своим братьям, но и заплатил им всяческим добром, и сказал им: “Теперь же не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, ибо для поддержания жизни послал меня Всесильный перед вами” (Брейшис, 44:5).
Материал предоставлен журналом “Лехаим“