После кончины праматери Сары Авраам решил приобрести для ее погребени участок земли в Хевроне, впоследствии ставший местом семейной усыпальницы. С этой целью он обратился к Эфрону, который ему предложил передать пещеру для погребения и прилегающее к ней поле в безвозмездное пользование. Однако Авраам настаивал исключительно на покупке этой территории, не желая получать ее даром. В итоге Эфрон заломил баснословную цену, но соглашение было заключено, и Авраам выплатил полагающуяся сумму денег.
“И стало (букв. “поднялось”) поле Эфрона… имуществом Аврааму”, – говорит далее Тора. Используя древнюю метафору, комментаторы объясняют, что эту историю можно сравнить с актом купли-продажи между царем и подданым: поле повысилось в статусе, став из владения обычного человека царским имуществом.
Если человек покупает у ближнего какую-либо вещь, то приобретенное имущество сохраняет некоторую связь со своим прежним владельцем, и мы всегда можем сказать: эта вещь когда-то принадлежала некоему человеку. Но когда сделка происходит между царем и подданным, с приобретением имущества, его связь с продавцом, в данном случае, подданным, обрывается окончательно. Поскольку все государство и его жители вместе со своей собственностью находятся в подчинении у царя и могут распоряжаться имуществом лишь в силу дарованного им на это права.
Об этом и говорится в начале главы “Хайей Сара”. Покупка земельного участка, которую совершил Авраам – это переход собственности из владения частного лица во владение царя. Тем самым наш праотец лишил Эфрона возможности претендовать на это имущество, словно оно никогда и не принадлежало ему. Теперь становится понятным, почему Авраам так настаивал именно на покупке этого участка. Он хотел оборвать всяческую связь этой земли с Эфроном, прежним ее владельцем, поскольку хотел быть неоспоримым и единовластным ее хозяином.
Наши мудрецы говорят: “Есть три места в мире, право на владение которыми никто не может оспорить”. Одно из них – это усыпальница Сары и всех наших праотцев, другие – это Храмовая гора и могила Йосефа в Шхеме. Эти места отличаются от иных тем, что даже после разрушения Храма, они не утратили своей святости.
Могила Сары – это первое место в Земле Израиля, которое безоговорочно принадлежит еврейскому народу. И оно является источником духовной силы и уверенности в том, что вся Святая Земля останется в руках народа Израиля до самого прихода Машиаха.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Перевод Александра Гришина
Источник: ru.chabad.org