Когда отгремело “Мазаль тов! Мазаль тов!” после обрезания, которое прошло на этой неделе, я услышал, как меня называют новым титулом: “элтер-фетер”, что в переводе с идиша означает “двоюродный дедушка”, а дословно “старый дядя”. У сестры моей жены родился первый внук, первый правнук у моих тестя и тёщи, и я в одночасье стал “старым”…
Вот как бежит время. Ведь казалось бы, совсем недавно сестра моей жены была ещё не замужем – а вот у неё уже первый внук! Третье поколение.
Вспомним нашу недельную главу. В это время наступала третья эпоха в жизни еврейского народа. Когда Яаков и его дети жили в стране Кнаан, они чувствовали Б-жественное провидение и святость. Потом евреи оказались в Египте, где царило идолопоклонство и отрицание Всевышнего. И скоро евреи должны будут выйти из Египта в пустыню, чтобы получить там Тору, построить Мишкан – обиталище для Всевышнего, и вернуться в Святую землю.
Эти три эпохи соответствуют трём состояниям еврея в течении дня, объясняет Любавичский ребе. Одно – это молитва. Её установили наши мудрецы, и нам надлежит лишь должным образом к ней подготовиться и сосредоточиться на её тексте и смысле. Второе – изучение Торы, мудрости Всевышнего. Здесь у нас больше возможностей для самостоятельного действия, мы можем обсуждать, выдвигать возражения и строить доказательства, порождать новые идеи. Однако изучение Торы является продолжением молитвы, оно должно осуществляться с осознанием того, что Тора – это Тора Всевышнего, и наши идеи вдохновлены Его мудростью, а не являются собственностью нашего интеллекта. А третье – это повседневная деятельность и работа. Здесь нам задана цель – превратить мир в жилище для Всевышнего, и мы сами выбираем, в какой области действовать и где сеять добро.
Моше и его брат Аарон приходят к фараону и просят отпустить евреев “на расстояние трёхдневного перехода в пустыню”. Фараон упорствует и даже на такое краткое время не согласен отпустить евреев из Египта. Почему Моше просил у фараона разрешения выйти в пустыню на три дня пути для получения Торы? Почему не один или два, почему не четыре или пять? Можно предположить, что через три дня евреи достигнут третьего этапа своего развития, сбросят рабство и обретут свободу действовать ради Творца, подобно тому как третий этап жизни еврея в течение дня – это свобода действовать ради Всевышнего. Фараон никак не желал на это согласиться.
Третий этап – важный этап. Третье поколение в семье – повод как следует задуматься. Хорошо ли мы осуществляем третий этап нашей жизни? Всё ли делаем для того, чтобы построить обиталище Всевышнего в нашем мире? Используем ли любую возможность для того, чтобы творить добро? Могут ли прохожие и коллеги, посмотрев на нас, сказать: “Молодцы эти евреи”? А ведь именно это и называется “освятить имя Всевышнего в нашей жизни”.
Пусть у вас будет больше радостных вестей.
Гут шабес.
Шия Дайч.
Читайте также