Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Трактат “Сарай, жена твоя…”

08 сентября 2016 / Иудаизм / Хасидизм / Классические труды
search
hevron

Сказал Всевышний Аврааму: “Сарай, жена твоя, – не называй ее больше Сарай, ибо именем ее будет Сара”1. Имя Сары было изменено для того, чтобы она смогла родить. Наши мудрецы говорят об этом: “Сарай не родит, но Сара родит”2. И следует понять, как это может быть, ведь уровень буквы Йуд выше, чем уровень буквы Эй, поскольку Йуд представляет собой атрибут Хохма, а Эй – Бина3. И известно, что феномен рождения коренится в атрибуте Хохма, представляющем собой категорию “ничто”, как сказано “мудрость исходит из ничего”4. С другой стороны, Бина представляет собой категорию “йеш” – “нечто”. Так как же так получается, что духовный источник способности Сары рожать – буква Йуд – был забран у нее, и вместо него она получила всего лишь потенциал буквы Эй5?

Ответ на это состоит в следующем.

Авраам олицетворяет Высшую Мудрость, а Сара – Нижнюю Мудрость6. Духовный источник Авраама – сфира хохма мира Ацилут. В верних мирах феномен рождения – когда что-либо обретает собственное существование – осуществляется посредством сжатия трансцендентного света7, ибо если бы этот первичный бесконечный свет не проходил через сжатие, никакое творение не было бы возможным, даже если бы этот свет претерпевал миллионы эволюционных изменений8. Однако на уровне Сары соотношение между сжатием и эволюцией оказывается обратным. Если бы свет проходил через сжатие на ее уровне, результатом были бы полная тьма и сокрытие, в то время как существование творений возможно благодаря распространению творящего света9. (Как известно, эту духовную динамику выражают два из трех остроконечных штрихов буквы Йуд Имени Всевышнего. Нижний штрих – источник и жизненная энергия атрибута бина. Этот источник в свою очередь зависит от верхнего штриха.)10 И так же понятны функции двух букв Эй11. Как и к имени Сары, к имени Авраама была добавлена буква Эй, как об этом говорят наши мудрецы: “Аврам не родит, но Авраам родит”12.

Авраам олицетворяет Высшую Мудрость, и, соответственно, про него сказано “Отец множества народов”13, что нашло свое выражение в “душах, которые они создали в Харане”14 – возвышении стороны мироздания, противоположной святости. Для рождения Ицхака, изначально принадлежавшего святой стороне мироздания, эта буква Эй имени Авраама была не нужна, поскольку сама суть святости противоположна расширению и распространению и заключается в отказе от своего “я”15. Однако для фактического рождения Ицхака была необходима вторая буква Эй, которую всевышний дал Саре.

Перевод Якова Ханина

 
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1.

Пятикнижие, книга Брейшит, 17:15.
2.

Мидраш Берейшит Раба 44: 12. Мидраш Танхума, гл. Мишпатим 11.
3.

Непроизносимое Имя Всевышнего, состоящее из четырех букв – Йуд, Эй, Вав и Эй – является источником всех духовных и физического миров, сотворенных посредством десяти атрибутов (сфирот): трех более высоких, “интеллектуальных” – Хохма (мудрость), Бина (понимание) и Даат (знание), и семи нижних, “эмоциональных” – Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота), Нецах (победа), Од (признание), Йесод (основание) и Малхут (правление). Первая буква Имени Всевышнего – Йуд – ассоциируется с наиболее высоким духовным уровнем и сильнее всего раскрывается в атрибуте Хохма – начале и источнике духовного космоса. Вторая буква – Эй – ассоциируется с атрибутом Бина. Йуд – последняя буква имени Сарай, Эй – последняя буква имени Сара.
4.

Иов 28:12. В оригинале Иов, подчеркивая, что невозможно постичь мудрость Всевышнего, задает риторический вопрос: Где найдется мудрость? Однако, слово “меайин” – “где” – можно перевести как “из ничего”. Соответственно, слова “где найдется мудрость?” можно перевести не как вопрос, а как утверждение: “мудрость исходит из ничего”. В учении хасидизма объясняется, что Хохма – мудрость – самый высокий духовный атрибут имманентного аспекта мироздания. Ее источником является трансцендентный атрибут Кетер – корона, – который из-за своей трансцендентности недоступен непосредственному постижению из сотворенных миров и, соответственно, воспринимается как “айин” – ничто.
5.

Подобно тому, как Хохма рождается из недоступного непосредственному восприятию и, соответственно, скрытого духовного источника, так и ребенок при рождении появляется из тела матери, где он был скрыт ранее. Для Бины источником является уже раскрытый атрибут Хохмы, поэтому Бина не может ассоциироваться с рождением.
6.

Все феномены физического мира отражают соответствующие сущности и комбинации сущностей в духовных мирах. Это же относится и к Аврааму и Саре. Высшая Мудрость – Хохма илаа – это аспект атрибута Хохмы, представляющий собой первый проблеск творящего света Всевышнего в сотворенных мирах, еще связанный с предшествующим трансцендентным светом и еще не проявляющий свое влияние и не распространяющий свою энергию в более низкие уровни Творения. Низшая мудрость – Хохма татаа – это аспект Хохмы, который позволяет заключенному в Высшей Мудрости свету изливаться в более низкие уровни сотворенных миров и наполнять их энергией существования.
7.

Сжатие трансцендентного света (цимцум) – понятие каббалы, описывающее качественный переход от бесконечного к конечному. Всевышний по определению бесконечен и един, то-есть кроме Него нет ничего, что существовало бы независимо. В бесконечном свете Всевышнего как бы нет места ни для чего другого. Для того, чтобы создать миры, Всевышний “сжимает” свой бесконечный свет, создавая потенциал для существования своего творения. Парадокс цимцума состооит в том, что он является сжатием только для сотворенных миров, но для самого Всевышнего он ничего не изменяет.
8.

Эволюционное нисхождение творящего света – ишталшелут – не приводит к таким кардинальным, сущностным изменениям, как сжатие. Атрибут Бина порождается атрибутом Хохма посредством ишталшелут.
9.

Для того, чтобы творение стало возможным, на первой стадии должно произойти сжатие первичного трансцендентного творящего света, образующее как бы пространство для творения, а на второй стадии некий луч этого света должен пройти в это пространство и распространиться в нем, давая жизненную энергию создаваемым в этом пространстве духовным и физическому мирам. Духовный уровень Авраама соотносится с первой ступенью, Сары – со второй.
10.

Сказанное в скобках – примечание Цемах Цедека, внука Алтер Ребе, издавшего книги Тора Ор и Ликутей Тора, который по указанию самого Алтер Ребе включил свои примечания в текст. Верхний штрих буквы Йуд выражает привлечение трансцендентного света, проходящего через цимцум, в атрибут Хохмы сотворенных миров, а нижний штрих выражает распространение этого света из атрибута хохмы ко всему остальному творению.
11.

Одну букву Эй Всевышний добавил к имени Авраама, так что имя Аврам превратилось в Авраам, а второй буквой Эй Он заменил букву Йуд в имени Сары, так что имя Сарай превратилось в имя Сара. Обе эти буквы входят в Имя Всевышнего. Первая буква Эй представляет собой атрибут Бина, а вторая – атрибут Малхут. В системе духовных миров, происходящих один из другого посредством серии сжатий, атрибут Бина является источником для эмоциональных атрибутов того же духовного мира, что и Бина. Малхут является источником для нижестоящего мира и играет для него роль трансцендентного атрибута Кетер.
12.

Мидраш Берейшит Раба 44: 12. Зоар Хадаш ч.1 90б.
13.

Брейшит, 17:5. В отличие от буквы Йуд – самой маленькой буквы, буква Эй имеет значительную ширину и высоту. Соответственно, буква Йуд выражает сжатие, а буква Эй – расширение и распространение. Сам по себе Авраам олицетворяет Высшую Мудрость, принимающую в себя трансцендентный творящий свет, спускающийся в нее через процесс сжатия. Добавление буквы Эй ослабляет эффект сжатия и позволяет трансцендентному свету питать с большей интенсивностью все, что принадлежит сотворенным мирам, включая нееврейские народы.
14.

Брейшит, 12:5.
15.

Фундаментом святости является битул – отказ от своего я, взгляд на себя как на ничто. Основой всего, что противоположно святости, является йеш – взгляд на себя как на нечто значительное, ощущение себя как нечто, занимающее большое пространство. Буква Эй имени Авраама позволяет привлечь качество битул, воплощенное в букве Йуд, даже к тем творениям, которые сами по себе созданы на основе, противоположной святости. Для Ицхака это качество не было нужно – он уже изначально им обладал, поэтому дополнительное “уменьшение” и “сжатие” через битул приводило бы к тому, что он вообще не смог бы существовать.
 
РАББИ ШНЕУР ЗАЛМАН ИЗ ЛЯД (АЛТЕР РЕБЕ)

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Наш Григорий КАНТОР. Памяти нашего коллеги...

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11