Сказал Всевышний Аврааму: “Сарай, жена твоя, – не называй ее больше Сарай, ибо именем ее будет Сара”1. Имя Сары было изменено для того, чтобы она смогла родить. Наши мудрецы говорят об этом: “Сарай не родит, но Сара родит”2. И следует понять, как это может быть, ведь уровень буквы Йуд выше, чем уровень буквы Эй, поскольку Йуд представляет собой атрибут Хохма, а Эй – Бина3. И известно, что феномен рождения коренится в атрибуте Хохма, представляющем собой категорию “ничто”, как сказано “мудрость исходит из ничего”4. С другой стороны, Бина представляет собой категорию “йеш” – “нечто”. Так как же так получается, что духовный источник способности Сары рожать – буква Йуд – был забран у нее, и вместо него она получила всего лишь потенциал буквы Эй5?
Ответ на это состоит в следующем.
Авраам олицетворяет Высшую Мудрость, а Сара – Нижнюю Мудрость6. Духовный источник Авраама – сфира хохма мира Ацилут. В верних мирах феномен рождения – когда что-либо обретает собственное существование – осуществляется посредством сжатия трансцендентного света7, ибо если бы этот первичный бесконечный свет не проходил через сжатие, никакое творение не было бы возможным, даже если бы этот свет претерпевал миллионы эволюционных изменений8. Однако на уровне Сары соотношение между сжатием и эволюцией оказывается обратным. Если бы свет проходил через сжатие на ее уровне, результатом были бы полная тьма и сокрытие, в то время как существование творений возможно благодаря распространению творящего света9. (Как известно, эту духовную динамику выражают два из трех остроконечных штрихов буквы Йуд Имени Всевышнего. Нижний штрих – источник и жизненная энергия атрибута бина. Этот источник в свою очередь зависит от верхнего штриха.)10 И так же понятны функции двух букв Эй11. Как и к имени Сары, к имени Авраама была добавлена буква Эй, как об этом говорят наши мудрецы: “Аврам не родит, но Авраам родит”12.
Авраам олицетворяет Высшую Мудрость, и, соответственно, про него сказано “Отец множества народов”13, что нашло свое выражение в “душах, которые они создали в Харане”14 – возвышении стороны мироздания, противоположной святости. Для рождения Ицхака, изначально принадлежавшего святой стороне мироздания, эта буква Эй имени Авраама была не нужна, поскольку сама суть святости противоположна расширению и распространению и заключается в отказе от своего “я”15. Однако для фактического рождения Ицхака была необходима вторая буква Эй, которую всевышний дал Саре.
Перевод Якова Ханина