Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Трактат “Иса Бэмидраш Теилим”

08 сентября 2016 / Иудаизм / Хасидизм / Классические труды
search
tefillin_two

Ребе Рашаб (пятый Любавичский Ребе) произнес маамар1 “Иса БеМидраш Теиллим” по случаю своей Бар-Мицвы, 20 Мархешвана 5634. Этот маамар был также одним из тех, что, с некоторыми добавлениянми, произнес на своей Бар-Мицве (12 Таммуза 5653 г.) Предыдущий Ребе (Ребе Райац). В любавичских семьях принято, чтобы мальчики во время празднования своей Бар-Мицвы произносили этот маамар.

1

В Мидраше Теиллим2 от имени рабби Элиезера приводится следующий диалог: “Сказали евреи Святому, благословен Он: “Властелин мира, мы хотим трудиться над изучением Торы днем и ночью, но нет у нас такой возможности”. Ответил Святой, благословен Он: “Выполняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью””.

Следует понять, как выполнение заповеди о тфилин может освободить евреев от изучения Торы и как эти две заповеди связаны друг с другом.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо объяснить комментарий Мидраша на стих3 “Говорит слова свои Якову, уставы и законы свои – Израилю”. Мидраш4 комментирует этот стих так: “Есть такие, что другим приказывают, а сами не исполняют. Однако Всевышний то, что приказывает другим, исполняет Сам, как сказано: “Говорит слова своиЯкову, уставы и законы свои – Израилю”. Определение “свои” указывает на то, что Он сам тоже исполняет законы Торы. Всевышний не таков, как правители из плоти и крови. Смертный правитель отдает приказы другим, но сам их не исполняет, а Всевышний то, что исполняет Сам, то и приказывает другим.”

Слова Мидраша можно интерпретировать следующим образом. Кто вынуждает Всевышнего исполнять заповеди? Еврейский народ5. За счет того, что евреи исполняют заповеди, Всевышний исполняет те же самые заповеди. Соответственно, когда евреи возлагают тфилин, в силу этого Всевышний тоже возлагает тфилин.

Наши мудрецы говорят: “Что написано в тфилин Властелина мира? “Кто – как Твой народ Израиль, один народ на земле?!”6″. Таким образом, когда Всевышний возлагает тфилин, Он возвышает народ Израиля7.

Эту идею можно объяснить согласно стиху8 “Взгляни из святого жилища своего, с небес, и благослови народ свой Израиль”.9

Сказано: “Всевышний – выше всех народов”. Он – превознесен, и о его сущности сказано: “Если ты согрешил – что ты Ему этим сделал?… Если праведен ты – что Ему этим дашь, и что Он возьмет из руки твоей?” Все верхние и нижние миры – как ничто перед Ним10. На эту идею намекает стих “ибо возвышено Имя Его Одного”, то есть Его Имя – выше всего сущего, и лишь слава, отражение и отсвет Его Имени сияют на земле и небесах11.

Эту же идею отражает высказывание “Когда вознесся Святой, благословен Он, в высоты”, означающее, что жизненная сила отсвета Его Имени вознеслась предельно высоко – к самой Его сущности, где миры не имеют никакой значимости, и в такой момент Всевышний управляет ими как бы в состоянии “сна”12, как спящий человек, чей разум поднялся из своего сосуда – тела – к своему источнику и корню, и осталась лишь способность фантазии, представляющая собой не более чем след разума.

Поэтому сказано “И Всевышний поднялся как ото сна”, и “Проснись, почему Ты спишь, Всевышний”13. С приходом Мошиаха через атрибуты Хохма и Хесед14 произойдет раскрытие света Эйн-Соф15, Его самой сути и сущности, Его самого во всей славе Его, и “в сиянии лика Его” раскроется сокровенное желание Его16. Осуществится это благодаря нашему изучению Торы и исполнению заповедей.

Сказано: “Посмотри с небес и узри” и “Взгляни из святого жилища своего, с небес”. С небес – из места, “где вода”17, то-есть Тора, уподобленная воде, как, например, в стихе “О, жаждущие, идите к воде… “, где имеется в виду Тора. А затем следует “И благослови народ твой, Израиль”, ибо Тора придает нам, еврейскому народу, значимость в глазах Всевышнего благодаря тому, что любое постижение и раскрытие Всевышнего осуществляется через Тору18, а Тора раскрыта для нас.

Об этом говорит стих “Раскрылись небеса, и узрел я Б-жественные видения”. Небеса – это “светлая линза”, через которую Всевышний как бы смотрит на нас. Так, например, при взгляде через линзу с чистым стеклом предметы выглядят больше и красивее, чем при взгляде на них без нее. Подобным же образом, в свете Торы, заповеди которой исполняют евреи, народ Израиля выглядит более великим и достойным похвалы.

Соответственно, слова: “Кто – как Твой народ Израиль, один народ на земле?!” – означают также, что евреи привлекают сущность единства Всевышнего на землю19, раскрывая и показывая в самом нижнем из миров, что “Г-сподь – один”.

2

Особое преимущество Торы можно понять из высказывания мудрецов “На две тысячи лет Тора предшествует миру”. Тора не может предшествовать миру по времени, ибо и время и пространство были созданы вместе. До сотворения мира не было и самого времени. Слово “предшествует” здесь означает “предшествует по уровню”.

Корнем и источником миров являются эмоциональные атрибуты20, как сказано: “шесть дней творил”, а не “за шесть дней сотворил”21. Шесть дней – это шесть эмоциональных атрибутов22 высшего мира, спустившиеся в мир Асия23.

Поэтому объясняется, что начало десяти речений, которыми Всевышний сотворил мир – это слово “Брейшит” (“В начале…”) – “Создал шесть”24.

На концепцию “создал шесть” намекает стих “мир добротой построен”. Этот стих можно интерпретировать двояко. Одно толкование: атрибут доброты необходим для того, чтобы осуществить творение, поэтому атрибут доброты присутствовал во все дни творения25; второе толкование: необходимо построить сам атрибут доброты, и, соответственно, “Брейшит” – “сотворил шесть” – это создание атрибутов, которые должны быть источником миров Брия, Йецира и Асия.

Однако “Тора предшествует миру”. Как объясняется, “Тора исходит из Мудрости (Хохма)”, а интеллектуальные атрибуты не имеют прямого отношения к сотворенным мирам26. Подобно тому, как, когда человеку не с кем поделиться своими мыслями, он может оставаться погруженным в собственные размышления27.

Действие эмоциональных атрибутов существенно отличается. Например, если нет объекта для проявления доброты, атрибут доброты словно не существует. Поэтому сказано об Аврааме (основным качеством которого был эмоциональный атрибут Хесед – доброта), что он “сидел у двери шатра днем, в жару”. Он сидел у входа в ожидании прохожего, чтобы можно было кому-нибудь сделать добро, ибо без получающего нет дающего.

Так же это и в верхних мирах28. Сказано: “Вспомни свои милости и доброту, ибо вечны они”. Милость и доброта имеют отношение к мирам29, в соответствии с приведенным выше объяснением стиха “Добротой построен мир”: необходимо построить атрибут доброты, который должен стать источником творения, так как без существования сотворенных сущностей доброта не нужна, ибо нет объекта для ее проявления.

По этой причине в книге “Эц Хайим” обсуждение темы творения миров начинается следующим образом: “Когда возникло Его простое желание творить добро Своим творениям…” Причина возникновения этого желания в том, что “природа добра – творить добро”. Это добро нисходит из духовного уровня “желающий добра”, представляющего собой категорию доброты в желании Всевышнего30.

Однако, аспект интеллектуальных атрибутов в сотворенные миры не спускается. И, хотя сказали мудрецы: “Десятью речениями сотворил Святой, благословен Он, мир: мудростью, пониманием и знанием”, а в книге “Сефер Йецира” сказано: “Мир был создан тремя категориями: Сефер, Софер и Сипур31″, и в рассуждении “Уш’автем” объясняется, что Софер (с буквой вав) – это Хохма, как писец, пишущий книгу, а книга (Сефер – без буквы вав) – Бина32, тем не менее33, это – интеллектуальные атрибуты, спустившиеся в эмоциональные атрибуты, то-есть аспект интеллекта в эмоциях, а не сама сущность интеллекта. А Тора, “вышедшая из Мудрости”, “предшествует миру на две тысячи лет”. На “две тысячи лет” намекает стих “обучу тебя мудрости, обучу тебя пониманию”, который означает, что интеллектуальные атрибуты предшествуют миру, произошедшему из эмоциональных атрибутов34.

3

Таким образом, слова рабби Элиезера “сказали евреи Святому, благословен Он: “Властелин мира, мы хотим трудиться над изучением Торы”” означают: “В том, что посредством изучения Торы интеллектуальные атрибуты привлекаются в эмоциональные атрибуты, есть великое преимущество, но у нас нет такой возможности”.

“Святой, благословен Он, ответил: “Выполняйте заповедь о тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью”” – означает, как сказано выше, что выполнением заповеди о тфилин евреи “вынуждают” Святого, благословен Он, тоже возлагать тфилин. Выражение “Святой, благословен Он” относится к мужскому и женскому аспектам мира Ацилут. На мужской аспект Зэйр-Анпин указывает слово “Святой”35, а на женский аспект указывает слово “благословен”36. Эти аспекты соответствуют дню и ночи: находясь на горе Синай37, Моше мог различить, когда наступал день и когда – ночь38, так как днем ангелы возглашали “Святой!”, а ночью – “Благословен!” Однако, “возложение тфилин” Всевышним представляет собой привлечение интеллектуальных атрибутов (причем самой их сущности39) в эмоциональные40.

Поэтому мальчик не достигший тринадцати лет свободен от выполнения заповеди тфилин: к нему еще не применимо название “мужчина”, и его интеллект еще недостаточно развит. Когда же ему исполняется тринадцать лет, и он становится взрослым мужчиной, возлагая тфилин, он побуждает Всевышнего “возлагать тфилин”41.

Таким образом, становится понятно, что благодаря возложению тфилин сущность интеллекта привлекается к более низким духовным уровням, и подобный же процесс происходит в результате изучения Торы. Соответственно, Всевышний говорит: “Выполняйте заповедь о тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью”. Сказано “как будто” – потому что благодаря усилиям в изучении Торы сущность интеллекта привлекается в физический мир42. Соответственно, имеется в виду следующее: “Хотя посредством накладывания тфилин сущность интеллекта привлекается в корень и источник творения, тем не менее Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью, то-есть как будто вы привлекаете сущность интеллекта в самый нижний мир”43.

Перевод Якова Ханина

 
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1.

Маамар – рассуждение, трактат, разъясняющий какую-либо тему из Торы в свете учения хасидизма.
2.

Комментарий на стих из Псалмов (1:2): “Ибо к Торе Всевышнего желание его, и изучает Тору Его днем и ночью”.
3.

Псалмы, 147:12.
4.

Шмот Раба, 30:9.
5.

Всевышний сделал для Себя обязательным исполнять приказы, которые Он отдает евреям. Поэтому, когда евреи выполняют эти приказы, Всевышний, следуя взятой на Себя обязанности, тоже их исполняет.
6.

Диврей Айамим (Хроники) 1, 17:21.
7.

Как написанное в тфилин еврея (“Слушай Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один”) прославляет Всевышнего тем, что Он – один, так и написанное в тфилин Всевышнего (“один народ на земле”) восхваляет евреев словом “один”. И происходит это возвышение народа Израиля в ответ на то, что евреи возлагают тфилин.
8.

Пятикнижие, книга Дварим, 26:15.
9.

Алтер Ребе в книге “Тора Ор”, гл. Микец, объясняет, что “взгляд с небес” означает придание значения тому, на кого глядит Всевышний, за счет того, что важно для Всевышнего – исполнение заповедей и изучение Торы.
10.

Т.е., не только человек, но и все творение – ничто перед Ним. Как же может абсолютное ничто иметь какое-либо значение?
11.

Сущность Всевышнего вообще не упомянута в стихе, но даже Его Имя – гораздо более низкий уровень, чем Его сушность – возвышено над всем.
12.

Всевышний бесконечно вознесен над всем творением, и поэтому любое отношение между Всевышним и творением не может быть непосредственным и осуществляется посредством Имени Всевышнего по аналогии с человеком, обращающемся к другу по имени. Имя в данном случае служит средством контакта. Выражение “Когда вознесся Святой, благословен Он, в высоты” не может иметь в виду Самого Всевышнего, для которого неприменимы категории “выше” или “ниже”. Поэтому речь идет не о Нем Самом, а о Его Имени, которое может “ослабить” контакт с творением и удалиться в свой источник – сущность Самого Всевышнего. Поэтому эпоха Изгнания по сравнению с эпохой Избавления называется состоянием сна. Подобным же образом первая ночь Рош-Ашана в каждый год уподобляется сну по сравнением со всем остальным годом. Однако, эта аналогия сна не может быть применена безусловно по отношению ко всем духовным процессам творения. Так, например, в трудах хасидизма объясняется, что каждый момент существования каждой частицы творения непосредственно обусловлен конкретным особым желанием Всевышнего, чтобы в данный момент данная частица существовала.
13.

До прихода Машиаха и наступления эры Избавления мироздание находится как бы в состоянии сна. Молясь о приходе Машиаха, мы просим Всевышнего “проснуться”, то-есть раскрыть свое присутствие явным для нас образом в сотворенных мирах, включая наш мир.
14.

Согласно Каббале, атрибуты Хохма (“мудрость”) и Хесед (“доброта”) – это составляющие “правой стороны мироздания”, “отвечаюшей” за раскрытие и распространение Б-жественного света в творении, в отличие от “левой стороны”, “ответственной” за сжатие и сокрытие.
15.

Букв. “Свет Бесконечности”: изначальный, первичный Б-жественный свет, источник мироздания.
16.

В начале 36-й главы Тании Алтер Ребе приводит высказывание наших мудрецов (Мидраш Танхума, глава Насо, 7:1) о том, что цель сотворения мира состоит в том, что Всевышний захотел иметь для себя жилище в нижних мирах.
17.

Слово “небеса” – “шамаим” – можно прочитать как “там вода” – “шам маим”. См. Талмуд, трактат Хагига 12а; Раши, комментарий к Пятикнижию, книга Брейшит, 1:8.
18.

В книге Зогар (глава Йитро, 87а) сказано: “Вся Тора это Имя Святого, благословен Он”. С одной стороны, как сказано выше, Всевышний непостижим. С другой стороны, Он дал нам средство – Тору – с помощью которого мы можем постигать Его, даже если никогда окончательно не постигнем. Таким образом, так же как Имя Всевышнего – средство контакта Всевышнего с творением, так и Тора – средство контакта творения со Всевышним.
19.

В соответствии с еврейской грамматикой окончание этого стиха можно перевести как “народ Одного (т.е. Всевышнего) на земле”. Слово “баарец” имеет два значения:”на земле” и “на землю”. Классические комментаторы Писания часто трактуют простое или распространенное определение как придаточное определительное предложение где пропущены и подлежащее, выражающееся союзным словом, и сказуемое. Таким образом этот стих они переводят как “народ, (который привлекает) Одного на землю”. Слово “Один” указывает на абсолютность Всевышнего, включающего в себя все творение, и таким образом относится к Его сущности.
20.

См. Тикуней Зоар, Введение: “Ты раскрыл десять атрибутов, называемые “десять сфирот”, и управляешь через них скрытыми и раскрытыми мирами”. Чтобы понять, в чем заключается превосходство Торы перед сотворенными мирами, следует определить характеристики сравнения. Такими характеристиками могут служить сфирот, через которые Всевышний дал существование всему Своему творению. Три верхних сфирот представляют собой интеллектуальные атрибуты, остальные – эмоциональные. Этим десяти сфирот соответствуют десять атрибутов души: Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание) – интеллектуальные атрибуты; Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота) (или Рахамим (милосердие)), Нецах (победа), Од (сияние, благодарность), Йесод (основа) и Малхут (правление) – эмоциональные атрибуты.
21.

Таким образом, “Ибо шесть дней творил Всевышний небо и землю, море и все, что в нем… ” можно понять как “Ибо Всевышний творил шесть дней, небо и землю, море… “, то есть шесть дней являются объектом творения наряду с небесами и землей.
22.

Семь эмоциональных сфирот делятся на шесть верхних “мужских”, дающих атрибутов (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од, Йесод), и один нижний “женский”, принимающий (Малхут).
23.

Творение мироздания осуществляется Всевышним через систему сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый верхний из миров – мир эманации, Ацилут, за которым следуют мир создания, Брия, мир формации, Йецира, и самый нижний – мир действия, Асия. Каждый из миров строится на 10-и атрибутах, изменяющихся в соответствии с уровнем каждого из миров.
24.

Слово “Брейшит” можно прочитать как “Бара Шит” – создал шесть. (“Шит” (арамейск.) – шесть). Таким образом творение проходило через две стадии: в начале Всевышниой создал шесть атрибутов, а затем с их помощью сотворил все остальное.
25.

Первые шесть из семи эмоциональных атрибутов – Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од и Йесод. Каждый из этих атрибутов превалировал в соответствующий день творения: в первый день – Хесед, во второй – Гвура, и т.д. Однако для того, чтобы различные элементы творения могли гармонично сосуществовать между собой, каждый из атрибутов должен был присутствовать в каждый из дней творения, а не только в свой день. Поэтому атрибут Хесед присутствовал не только в первый день, но и во все остальные дни творения, объединяясь во второй день – с Гвурой, в третий – с Тиферет, и т.д.
26.

Мудрость – наивысший из интеллектуальных атрибутов: Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание). В то время, как эмоциональные атрибуты соотносятся с творением, так что каждому из дней творения соответствует свой эмоциональный атрибут, интеллектуальные атрибуты – существенно выше эмоциональных, и не могут служить непосредственным источником творения.
27.

Стих “из плоти своей узрю Б-га” (Йов, 19:26) намекает на то, что все 10 атрибутов мироздания соответствуют элементам, составляющим душу человека, и поэтому, изучая атрибуты души, можно составить представление об атрибутах, с помощью которых Всевышний творил все миры. В частности, интеллектуальные сфирот соответствуют интеллектуальным атрибутам души.
28.

Эмоциональным атрибутам Всевышнего как бы необходимо существование творений, чувствующих себя отделенными от Него.
29.

В выражении “ибо вечны они” слово “вечны” (меолам) можно перевести как “от мира”, то-есть принадлежат миру. Таким образом, весь стих будет переводиться как “Помни милости свои и доброту, ибо они принадлежат миру”.
30.

Таким образом, когда возникло желание творить добро, автоматически появилась необходимость в творении, воспринимающем себя как сущность, отдельную от Творца. Без творения осуществить это желание невозможно.
31.

Сефер буквально означает “книга”, Софер – “писец”, Сипур – “рассказ”.
32.

См. Ликутей Тора, Шир-Аширим (46в), маамар Симени Кахотам, гл.3, где это объясняется следующим образом: Мудрость (Хохма) – начало и источник духовного космоса. В Хохме в зачаточном состоянии находятся буквы и сотворенные сущности, которые, выйдя из Хохмы, раскрываются в книге (Сефер), представляющей собой понимание (Бина). Это подобно тому, как суть концепции включает в себя в скрытом виде буквы, которые обретают существование, когда концепция нисходит в область постижения и понимания. В маамаре есть и другое объяснение, но слова “как писец, пишущий… ” указывают на объяснение, приведенное здесь. Писец является источником того, что в раскрытом виде представлено в книге.
33.

То есть, несмотря на то, что в обоих цитатах указывается, что мир сотворен посредством интеллектуальных атрибутов.
34.

Слово “тысяча” – “алеф” – имеет тот же корень, что и слово “аалефха” – “обучу тебя”. “Две тысячи” – это два упомянутых “обучения”. Так как предметом обучения тут являются интеллектуальные атрибуты мудрость и понимание (Хохма и Бина), высказывание “На две тысячи лет Тора предшествует миру”, учитывая, что мир создан эмоциональными атрибутами, можно понимать как указание на то, что интеллектуальные атрибуты (два “обучения”) слишком возвышены над творением (“предшествуют миру”), чтобы служить его непосредственным источником.
35.

Слово “Святой” означает отделенность. В системе творения более низкий мир происходит из женского атрибута малхут (правление) более высокого мира. Зэйр Анпин более высокого мира не участвует в создании более низкого мира непосредственно (и поэтому соответствует термину “Святой”), а только через женский атрибут.
36.

Слово “благословен” подразумевает привлечение Б-жественного света сверху вниз. Так как Б-жественный свет нисходит в более низкий мир из более высокого мира посредством женского атрибута Малхут, “благословен” и Малхут – сходные понятия.
37.

Во время получения Торы Моше находился на горе Синай сорок дней в облаке, окружавшем гору, и не мог видеть, светло или темно за пределами облака.
38.

День соответствует атрибуту Зэйр Анпин. По отношению к атрибуту Малхут Зэйр Анпин – дающий, “освещающий”, как день, дающий свет. Ночь соответствует атрибуту Малхут. По отношению к Зэйр Анпин атрибут Малхут – принимающий, не дающий собственного света, как ночь.
39.

В общем порядке творения эмоциональные атрибуты происходят из внешнего аспекта интеллектуальных атрибутов. В данном случае, в результате того, что в ответ на возложение тфилин евреями Всевышний Сам возлагает тфилин, в эмоциональные атрибуты привлекается внутренний аспект интеллектуальных атрибутов. В молитвеннике с хасидскими комментариями, в разделе, посвященном тфилин, Алтер Ребе на основе сказанного в Зогаре объясняет, что четыре отрывка из Торы, написанные на пергаментных свитках, содержащихся в тфилин, соответствуют интеллектуальным атрибутам. Отрывок “Кадеш” (Шмот, 13:1-10) соответствует Хохме, “Веая ки йевиаха” (Шмот, 13:11-16) – Бине, “Шма” (Дварим, 6:4-9) – аспекту Даат, который является источником атрибута Хесед, а “Веая им шамоа” (Даврим, 11:13-21) – аспекту Даат, который является источником атрибута Гвура. Благодаря исполнению заповеди о возложении тфилин интеллектуальные атрибуты души привлекаются в эмоциональные, включая самый нижний – Малхут. Когда Всевышний в ответ на исполнеие этой заповеди евреем тоже “возлагает тфилин”, подобный же процесс привлечения интеллектуальных атрибутов в эмоциональные происходит в мире Ацилут.
40.

Процесс, аналогичный привлечению Зэйр Анпин в Малхут, однако происходящий на существенно более высоком духовном уровне.
41.

В 13 лет у мальчика появляется интеллект, способный влиять на эмоции. Так как “возложение Всевышним тфилин” и, соответственно, привлечение Его интеллектуальных атрибутов в эмоциональные должно происходить в ответ на подобные действия еврея в нижнем мире, еврей может возлагать тфилин только после того, как у него появляется внутренний аспект интеллекта, который можно посредством возложения тфилин привлечь в эмоциональные атрибуты его души. А появляется этот аспект только в 13 лет, в отличие от внешнего аспекта интеллекта, изначально связанного с эмоциями.
42.

В отличие от заповеди тфилин, благодаря исполнению которой сущность интеллектуальных атрибутов привлекается в атрибут малхут мира Ацилут – корень и источник Творения, – но не в само Творение. Соответственно, духовные результаты изучения Торы и возложения тфилин не идентичны, и поэтому используется выражение “как будто” – похоже, но совпадает не во всем.
43.

Другими словами, хотя возложение тфилин достигает лишь того, что сущность интеллекта привлекается в источник творения, а не в само творение, как это происходит при постоянном изучении Торы, Всевышний засчитывает евреям выполнение заповеди о тфилин, как будто оно достигает того же эффекта, что и постоянное изучение Торы, исходя из того, что и в том и в другом случае сущность интеллекта привлекается на более низкий духовный уровень.
 
РАББИ ШОЛОМ ДОВБЕР ШНЕЕРСОН (РЕБЕ РАШАБ)

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Церемония вручения премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше 5775/2015»

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11