Ребе Рашаб (пятый Любавичский Ребе) произнес маамар1 “Иса БеМидраш Теиллим” по случаю своей Бар-Мицвы, 20 Мархешвана 5634. Этот маамар был также одним из тех, что, с некоторыми добавлениянми, произнес на своей Бар-Мицве (12 Таммуза 5653 г.) Предыдущий Ребе (Ребе Райац). В любавичских семьях принято, чтобы мальчики во время празднования своей Бар-Мицвы произносили этот маамар.
1
В Мидраше Теиллим2 от имени рабби Элиезера приводится следующий диалог: “Сказали евреи Святому, благословен Он: “Властелин мира, мы хотим трудиться над изучением Торы днем и ночью, но нет у нас такой возможности”. Ответил Святой, благословен Он: “Выполняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью””.
Следует понять, как выполнение заповеди о тфилин может освободить евреев от изучения Торы и как эти две заповеди связаны друг с другом.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо объяснить комментарий Мидраша на стих3 “Говорит слова свои Якову, уставы и законы свои – Израилю”. Мидраш4 комментирует этот стих так: “Есть такие, что другим приказывают, а сами не исполняют. Однако Всевышний то, что приказывает другим, исполняет Сам, как сказано: “Говорит слова своиЯкову, уставы и законы свои – Израилю”. Определение “свои” указывает на то, что Он сам тоже исполняет законы Торы. Всевышний не таков, как правители из плоти и крови. Смертный правитель отдает приказы другим, но сам их не исполняет, а Всевышний то, что исполняет Сам, то и приказывает другим.”
Слова Мидраша можно интерпретировать следующим образом. Кто вынуждает Всевышнего исполнять заповеди? Еврейский народ5. За счет того, что евреи исполняют заповеди, Всевышний исполняет те же самые заповеди. Соответственно, когда евреи возлагают тфилин, в силу этого Всевышний тоже возлагает тфилин.
Наши мудрецы говорят: “Что написано в тфилин Властелина мира? “Кто – как Твой народ Израиль, один народ на земле?!”6″. Таким образом, когда Всевышний возлагает тфилин, Он возвышает народ Израиля7.
Эту идею можно объяснить согласно стиху8 “Взгляни из святого жилища своего, с небес, и благослови народ свой Израиль”.9
Сказано: “Всевышний – выше всех народов”. Он – превознесен, и о его сущности сказано: “Если ты согрешил – что ты Ему этим сделал?… Если праведен ты – что Ему этим дашь, и что Он возьмет из руки твоей?” Все верхние и нижние миры – как ничто перед Ним10. На эту идею намекает стих “ибо возвышено Имя Его Одного”, то есть Его Имя – выше всего сущего, и лишь слава, отражение и отсвет Его Имени сияют на земле и небесах11.
Эту же идею отражает высказывание “Когда вознесся Святой, благословен Он, в высоты”, означающее, что жизненная сила отсвета Его Имени вознеслась предельно высоко – к самой Его сущности, где миры не имеют никакой значимости, и в такой момент Всевышний управляет ими как бы в состоянии “сна”12, как спящий человек, чей разум поднялся из своего сосуда – тела – к своему источнику и корню, и осталась лишь способность фантазии, представляющая собой не более чем след разума.
Поэтому сказано “И Всевышний поднялся как ото сна”, и “Проснись, почему Ты спишь, Всевышний”13. С приходом Мошиаха через атрибуты Хохма и Хесед14 произойдет раскрытие света Эйн-Соф15, Его самой сути и сущности, Его самого во всей славе Его, и “в сиянии лика Его” раскроется сокровенное желание Его16. Осуществится это благодаря нашему изучению Торы и исполнению заповедей.
Сказано: “Посмотри с небес и узри” и “Взгляни из святого жилища своего, с небес”. С небес – из места, “где вода”17, то-есть Тора, уподобленная воде, как, например, в стихе “О, жаждущие, идите к воде… “, где имеется в виду Тора. А затем следует “И благослови народ твой, Израиль”, ибо Тора придает нам, еврейскому народу, значимость в глазах Всевышнего благодаря тому, что любое постижение и раскрытие Всевышнего осуществляется через Тору18, а Тора раскрыта для нас.
Об этом говорит стих “Раскрылись небеса, и узрел я Б-жественные видения”. Небеса – это “светлая линза”, через которую Всевышний как бы смотрит на нас. Так, например, при взгляде через линзу с чистым стеклом предметы выглядят больше и красивее, чем при взгляде на них без нее. Подобным же образом, в свете Торы, заповеди которой исполняют евреи, народ Израиля выглядит более великим и достойным похвалы.
Соответственно, слова: “Кто – как Твой народ Израиль, один народ на земле?!” – означают также, что евреи привлекают сущность единства Всевышнего на землю19, раскрывая и показывая в самом нижнем из миров, что “Г-сподь – один”.
2
Особое преимущество Торы можно понять из высказывания мудрецов “На две тысячи лет Тора предшествует миру”. Тора не может предшествовать миру по времени, ибо и время и пространство были созданы вместе. До сотворения мира не было и самого времени. Слово “предшествует” здесь означает “предшествует по уровню”.
Корнем и источником миров являются эмоциональные атрибуты20, как сказано: “шесть дней творил”, а не “за шесть дней сотворил”21. Шесть дней – это шесть эмоциональных атрибутов22 высшего мира, спустившиеся в мир Асия23.
Поэтому объясняется, что начало десяти речений, которыми Всевышний сотворил мир – это слово “Брейшит” (“В начале…”) – “Создал шесть”24.
На концепцию “создал шесть” намекает стих “мир добротой построен”. Этот стих можно интерпретировать двояко. Одно толкование: атрибут доброты необходим для того, чтобы осуществить творение, поэтому атрибут доброты присутствовал во все дни творения25; второе толкование: необходимо построить сам атрибут доброты, и, соответственно, “Брейшит” – “сотворил шесть” – это создание атрибутов, которые должны быть источником миров Брия, Йецира и Асия.
Однако “Тора предшествует миру”. Как объясняется, “Тора исходит из Мудрости (Хохма)”, а интеллектуальные атрибуты не имеют прямого отношения к сотворенным мирам26. Подобно тому, как, когда человеку не с кем поделиться своими мыслями, он может оставаться погруженным в собственные размышления27.
Действие эмоциональных атрибутов существенно отличается. Например, если нет объекта для проявления доброты, атрибут доброты словно не существует. Поэтому сказано об Аврааме (основным качеством которого был эмоциональный атрибут Хесед – доброта), что он “сидел у двери шатра днем, в жару”. Он сидел у входа в ожидании прохожего, чтобы можно было кому-нибудь сделать добро, ибо без получающего нет дающего.
Так же это и в верхних мирах28. Сказано: “Вспомни свои милости и доброту, ибо вечны они”. Милость и доброта имеют отношение к мирам29, в соответствии с приведенным выше объяснением стиха “Добротой построен мир”: необходимо построить атрибут доброты, который должен стать источником творения, так как без существования сотворенных сущностей доброта не нужна, ибо нет объекта для ее проявления.
По этой причине в книге “Эц Хайим” обсуждение темы творения миров начинается следующим образом: “Когда возникло Его простое желание творить добро Своим творениям…” Причина возникновения этого желания в том, что “природа добра – творить добро”. Это добро нисходит из духовного уровня “желающий добра”, представляющего собой категорию доброты в желании Всевышнего30.
Однако, аспект интеллектуальных атрибутов в сотворенные миры не спускается. И, хотя сказали мудрецы: “Десятью речениями сотворил Святой, благословен Он, мир: мудростью, пониманием и знанием”, а в книге “Сефер Йецира” сказано: “Мир был создан тремя категориями: Сефер, Софер и Сипур31″, и в рассуждении “Уш’автем” объясняется, что Софер (с буквой вав) – это Хохма, как писец, пишущий книгу, а книга (Сефер – без буквы вав) – Бина32, тем не менее33, это – интеллектуальные атрибуты, спустившиеся в эмоциональные атрибуты, то-есть аспект интеллекта в эмоциях, а не сама сущность интеллекта. А Тора, “вышедшая из Мудрости”, “предшествует миру на две тысячи лет”. На “две тысячи лет” намекает стих “обучу тебя мудрости, обучу тебя пониманию”, который означает, что интеллектуальные атрибуты предшествуют миру, произошедшему из эмоциональных атрибутов34.
3
Таким образом, слова рабби Элиезера “сказали евреи Святому, благословен Он: “Властелин мира, мы хотим трудиться над изучением Торы”” означают: “В том, что посредством изучения Торы интеллектуальные атрибуты привлекаются в эмоциональные атрибуты, есть великое преимущество, но у нас нет такой возможности”.
“Святой, благословен Он, ответил: “Выполняйте заповедь о тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью”” – означает, как сказано выше, что выполнением заповеди о тфилин евреи “вынуждают” Святого, благословен Он, тоже возлагать тфилин. Выражение “Святой, благословен Он” относится к мужскому и женскому аспектам мира Ацилут. На мужской аспект Зэйр-Анпин указывает слово “Святой”35, а на женский аспект указывает слово “благословен”36. Эти аспекты соответствуют дню и ночи: находясь на горе Синай37, Моше мог различить, когда наступал день и когда – ночь38, так как днем ангелы возглашали “Святой!”, а ночью – “Благословен!” Однако, “возложение тфилин” Всевышним представляет собой привлечение интеллектуальных атрибутов (причем самой их сущности39) в эмоциональные40.
Поэтому мальчик не достигший тринадцати лет свободен от выполнения заповеди тфилин: к нему еще не применимо название “мужчина”, и его интеллект еще недостаточно развит. Когда же ему исполняется тринадцать лет, и он становится взрослым мужчиной, возлагая тфилин, он побуждает Всевышнего “возлагать тфилин”41.
Таким образом, становится понятно, что благодаря возложению тфилин сущность интеллекта привлекается к более низким духовным уровням, и подобный же процесс происходит в результате изучения Торы. Соответственно, Всевышний говорит: “Выполняйте заповедь о тфилин, и Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью”. Сказано “как будто” – потому что благодаря усилиям в изучении Торы сущность интеллекта привлекается в физический мир42. Соответственно, имеется в виду следующее: “Хотя посредством накладывания тфилин сущность интеллекта привлекается в корень и источник творения, тем не менее Я засчитаю вам это, как будто вы трудитесь над изучением Торы днем и ночью, то-есть как будто вы привлекаете сущность интеллекта в самый нижний мир”43.
Перевод Якова Ханина