Первый гид по Израилю – он как отец родной. От него зависит твое первое, а впрочем, и второе, и вообще впечатление от нового мира – мира Израиля. Для меня Израиль – не просто страна – это целая вселенная, куда я каждый раз приезжаю за новой частичкой счастья и порцией вдохновения. Влад, пожалуй, один из лучших гидов по Израилю, которых я знаю. Слушать его можно часами, днями, месяцами. Он начинает говорить, и ты словно окунаешься в волшебную сказку – переплетение исторических фактов и собственного воображения. Путешествие с Тельманом по Израилю – бесценно.
Впервые я увидела Влада в Бен Гурионе, он был нашим таглитовским гидом. Он встретил нас – разношерстную группу из 40 московских туристов, быстренько собрал в круг и научил нашим первым словам на иврите – «ахим» – братья и «симха» – радость. Мы громко их пели и кружились.
Как тебе пришло в голову становиться в круг с группами прямо в аэропорту? Я до сих пор это помню.
Я и двое моих коллег придумали это лет десять назад, чтобы сразу показать, что Израиль это другая страна, и в ней многое можно – даже петь и танцевать в вестибюле международного аэропорта.
Чем ты занимался в России?
Я из Питера. Закончил институт имени Герцена, два года проработал учителем русского языка и литературы пока был студентом. Потом быстро стало понятно, что это совершенно не приносит денег, и я стал заниматься совершенно другими делами. К 25 годам я репатриировался в Израиль. Это было в 2000 году.
Когда ты стал осознавать, что ты еврей?
В 14 лет я узнал, что я еврей, но до 25 совершенно не представлял, что это такое. Само слово «еврей» было знакомо, его часто произносили, но что это такое я узнал только в Израиле. Изначально я стал себя воспринимать как израильтянина, и только потом пришло понимание о том, что такое еврейство и иудаизм.
Что для тебя значит быть евреем?
Ответственность, как бы это высокопарно ни звучало, изначально перед собой, ответственность перед народом Израиля и ответственность в исполнении заповедей Вс-вышнего.
Что ты делал, когда приехал в страну?
По совету я приехал в Ашкелон на программу «Така» – это программа подготовки для учебы в университете, там я жил и учился, но все выходные и свободное время проводил в Иерусалиме. Я как-то сразу понял – это мое место. И потом, спустя 10 месяцев, переехал.
Как ты понял, что именно Иерусалим – это твой город?
Никакой логики в этом нет. Если ты можешь объяснить, чем это место или человек тебе нравятся – то они тебе просто нравятся. В любви же нет никакой логики, ее невозможно объяснить.
Чем ты занимался после программы?
Я стал всеми путями добиваться, чтобы меня призвали в армию. Практически я занудством этого добился – полтора дня я просто мучил разных командиров и таким образом добрался до начальника военного стола, а ему уже не было куда бежать. Говорил я ему, что хочу, надо, должен, имею права. И в итоге – отслужил в десанте.
Что для тебя – армия?
Армия – это не только служба, но и образовательный организм. В России такую роль играют школа, а скорее даже университет. Когда встречаются два израильтянина, то второй вопрос – «Где ты служил?». Тут-то и выясняется куча общих знакомых, приятелей, друзей, и если человек говорит, что не служил, то всегда есть секундная заминка. Скорее всего, не будут спрашивать, почему не служил, но эта пауза – легкое недопонимание останутся.
Есть такие слова – долг и патриотизм. Здесь их не произносят, но ими живут. Это именно то, что отправило меня служить. Я считаю, что до сих пор должен своей стране в тех или иных формах. По большому счету армия – это общественный гиюр, но именно в значении израильтянина, а не в значении иудаизма.
Как так вышло, что ты стал гидом?
После армии пошел учиться в колледж Адасса в Иерусалиме и во время учебы, несмотря на то, что три года обучения оплачивает государство, я подрабатывал – ведь жить-то на что-то надо. Я стал сопровождать туристические группы в плане логистики, и работать как мадрих, заниматься неформальном образованием. В какой-то момент ребята, с которыми я работал, разглядели во мне гида, и сказали – иди и получай специальное образование – т.е. профессиональные курсы. В том, что я стал гидом больше заслуга моих тогдашних коллег, чем моя собственная. Они очень верно меня направили на этот путь.
Где и как учатся на лучшего гида в Израиле?
От Министерства туризма есть профильные курсы. Я учился в Иерусалиме, но от Хайфского университета. Курсы гидов – это два года обучения – два раза в неделю занятия с пяти до девяти вечера, и один день в неделю – экскурсия на целый день в разные места Израиля. За эти два года обучения нужно получить общую базу, а также изучить географию, мировую историю, политику, геологию, ботанику, археологию, геоморфологию, религию, причем не только иудаизм, но и ислам, христианство и его разные направления, католицизм, протестантизм, православие, а также религию бахаев и друзов. Также нужно изучить историю Израиля и все, что связано тем или иным образом с иудейским государством. Это очень большой исторический пласт: от сотворения мира, османов и крестоносцев, Византии, Эфиопии, Царицы Савской, разных племен до наших дней. Базово все это нужно знать. Впервые учился в месте, где мне было неприятно, если я по каким-то причинам пропускал занятия. У нас была очень сильная группа студентов и преподавателей, и интересные уроки.
Дальше все время учишься, учишься и снова учишься. Каждый закончивший курс отправляется на два экзамена – письменный и устный. Сначала письменный экзамен: в первой его части надо ответить по американской системе на немалое число вопросов, а во второй – по заданным данным простроить двухдневную экскурсию, где экзаменуемый полностью описывает маршрут, места посещения и темы рассказов, логистику, историю этого места и все, что может быть с ним связано.
Если ты проходишь письменную часть, то тебя допускают до устного экзамена, на котором сидят 4 экзаменатора из действительно работающих гидов. Экзаменуемый готовит свою тему и выступает с ней 5-7 минут, а потом отвечает на вопросы,по всем темам двухлетнего обучения. билетов для предварительной подготовки нет, заранее ты не знаешь, что спросят и должен быть готов ответить на все. Я до сих пор помню этот экзамен – все очень серьезно, на кону два года обучения и возможность получения лицензии. Сейчас я сам экзаменатор и знаю, какими мы можем быть строгими. Но справедливыми.
Как ты стал лучшим гидом Израиля? И как ты находишь клиентов?
Я начал работать с образовательными компаниями еще до того, как стал гидом, потом – в туристической компании, где занимался логистикой, отсюда и пришли знакомства. Я никогда не рекламировал себя, информация переходила из уст в уста, и недостатка в клиентах не было.
Как сейчас обстоят дела с туристическим рынком? Сколько стоит экскурсия?
Я читаю экскурсии на русском и иврите. А поток русскоговорящих туристов сейчас обрушился, и даже те, кто приезжают, не всегда готовы платить гиду. Официальная цена экскурсии, назначенная министерством туризма, начинается, в зависимости от маршрута, от 200-250 долларов, если без машины. Если я везу на автомобиле, то получается дороже. При этом, 250 долларов это не сумма, которая идет целиком в карман гида, я с этих денег плачу налоги, отчисления. Именно по-этому есть довольно насущная проблема – хаперы.
Кто это?
Хаперы – это люди, которые где-то побывали вместе с гидом или группой, и считают, что они в состоянии провести экскурсии и незаконно работают за деньги. Министерство туризма сейчас начинает с этим бороться, ведь считается, что гиды это непосредственные представители Израиля. А хаперы и гиды, даже не знаю, с чем сравнить, наверное, это как китайская зажигалка и фирменная «Зиппо».
Ты любишь свою работу?
Я очень люблю свою страну, мне дико интересно все, что связано с историей, религией, изменениями. Эта работа не дает мне ни на секунду затормозиться в развитии, остановится в изучении – у меня просто не получается. Сейчас, например, я закончил еще одну степень в Хайфском университете, где у меня были такие курсы для гидов, как «морская археология». Вообще, учится в Израиле и интересно, и принято. Иронично-скептическое “ты что, вечный студент?” – здесь просто не поймут.
Что ты узнал, например, из курса «морской археологии»?
В 2014 году дайверы нашли в Кесарии немалый клад, порядка двух тысяч золотых монет чеканки эпохи Фатемидов – и это прикольно, ведь все, что нашли в Израиле – все принадлежит стране. Сейчас эти монеты выставлены в музее Иерусалима.
Скажи, что стоит посетить, тем, кто был в Израиле много раз, и все, что рекомендуют в путеводителях уже посмотрел?
Таких мест не мало. У подножия Иерусалимский гор есть немалое скопление рукотворных пещер времен восстания против Рима (132-135 год н.э.). В пещерах евреи жили и партизанили против римских войск. В этом восстании евреи, под руководством военного лидера Бар Кохбы и духовного лидера раби Акивы освободили Иерусалим. Все знают восстание 66–73 года, потому что Иосиф Флавий, как очевидец, это довольно подробно описал. Данных о втором восстании на порядок меньше. Во втором веке Бар Кохба освободил Иерусалим – они чеканили деньги, и всячески развивали регион, но потом Рим снова берет свое, и Иерусалим попадает под власть империи.
Иерусалим разрушен, а Иудея не только уничтожена и сожжена, но и переименована императором Адрианом в Палестину. Часть этих пещер открыта для посещения, и я часто вожу туда туристов: чтобы поползать по секретным ходам и ощутить себя частью древней истории.
Еще можно посетить один из прекраснейший еврейских некрополей – Бейт Шеарим. Там есть потрясающие пещеры, саркофаги и истории.
Очень интересно собственными глазами увидеть Махтеш Рамон – да, именно это ивритское слово стало термином, который используют все ученые мира – это эрозийное образование в кратере в пустыни Негев, вымоина недалеко от Мицпе Рамона. Там на срезе можно увидеть все пласты земли, начиная от первого дня после застывания лавы до дня сегодняшнего.
Что еще не посещают обычно туристы?
Исчезнувший древний народ королей пустыни – набатеи, оставили после себя несколько городов. Столица – Петра в Иордании, а остальные в Израиле, в пустыне. Эти города – Шифта, Ницана, Авдат, Мамшит, Халуца. Туда можно приехать и посмотреть – сейчас это национальные заповедники, которые охраняются государством. Там есть постройки до византийского и раннемусульманского периода включительно. Среди строений можно увидеть и ранние церкви, органично вписавшиеся в культуры предыдущих эпох. Находясь в этих городах даже человек, далекий от истории, сможет легко понять выбор места возведения города, оборонительную стратегию, систему планировки и прочее. В городе Авдат, например, есть система пещер, которые использовались как хранилища, части домов и водосборники.
Древний город Авдат находится в пустыне Негев, недалеко от кибуца Сде Бокер. И кстати, еще одна точка посещения, до которой мало кто добирается. Там очень яркая, дикая природная красота. С возвышенности открывается вид на пустыню совершенно необычных цветов – от черного и красного до пепельно-золотого.
Киббуц Сде Бокер известен не только своими природными красотами, но и тем, что там похоронен, согласно его завещанию, первый премьер министр Израиля – Давид Бен-Гурион. Он провел немало времени в Европе, Америке и Турции, но видел будущее еврейского государства в Земле Израиля и развитии пустыни. Именно поэтому он жил в Сде Бокер последние годы, и был там похоронен вместе с его женой Полой.
Недалеко от этого кибуца проходит самый длинный в Израиле туристический пешеходный маршрут, который на иврите называется – швиль Израэль – или тропа Израиля. Начинается она с расположенного на севере кибуца Дан и заканчивается в Эйлате. Пройти этот маршрут, протяженностью 1040 км, целиком занимает 2-2,5 месяца. Тропа захватывает большую часть красот Израиля: ручьи, речки, пустыня, горы, леса, замки крестоносцев. Некоторые делают его кусками, но практически в любом месте, он проходит по совершено волшебным местам.
Замки крестоносцев, это очень интересно, где они расположены?
Например, на севере Израиля в 35 км от Хайфы есть замок МоНфор, который являлся резиденцией великих магистров Тевтонского ордена. Еще точка, связанная с крестоносцами, до которой обычно не добираются – Карней Хиттин, который находится рядом с озером Кенерет или, как его еще называют, Галилейским морем. 4 июля 1187 года у подножия этого холма произошла знаменитая Битва при Хаттине. Войска великого воина султана Салах ад-Дина и армии крестоносцев, возглавляемая королем Иерусалимского королевства Ги Де Лузиньяном схлестнулись в бою. Та битва закончилась победой мусульман и, по сути, – началом заката королевства крестоносцев. В том же году войска Салах ад-Дина взяли Иерусалим.
После захвата святого города Ричард Львиное Сердце понимал, что ему нужно укрепить позиции в портах Акры и 7 сентября 1191 года, во время Третьего крестового похода состоялась Битва при Арсуфе. В войске крестоносцев было около 40 тыс. человек, а в войске мусульман – айюбидов Салах ад-Дина – около 50 тыс. человек. Город Арсуф, недалеко от современной Герцлии – место последнего решающего боя армии крестоносцев и мусульман, в котором последние победили, тоже интересно посетить. Сейчас там находится Археологический парк Аполлония.
Еще одна точка находится по дороге от Мертвого моря к Иерусалиму, буквально в десяти минутах езды от Иерихона. Место, которое мусульмане отмечают как могилу пророка Моисея – по-арабски – Наби Муса. Согласно еврейской и христианской традиции, местонахождение захоронения Моисея неизвестно. Тора заканчивается словами – “И умер там Моше, раб Господа, на земле Моава, по слову Господа; и погребен был в долине на земле Моава, против Бет-Пеора; и не знает никто могилы его до сего дня” (Втор. 34:6). По одной из версий, исходя из политических мотивов: мусульмане создали в 13 веке место, отмечающее могилу пророка: так как в мусульманстве и иудаизме используется лунный календарь, который движется, а день памяти Моисея является фиксированным, то это уравновешивало количество мусульман, христиан и иудеев в Иерусалиме в дни весенних праздников Пасха и Песах.
Если говорить о культурном наследии – Музей еврейской музыки совсем недавно открылся в Иерусалиме. Там собраны инструменты, на которых играли евреи во все времена и во всем мире.
Расскажи, пожалуйста, свою любимую гидовскую байку?
Раньше я вел ЖЖ, из которого однажды кто-то выдрал все истории, соединил вместе и дал заголовок “Из записок израильского гида” и отправил гулять по просторам интернета. Но, поскольку, ты просишь такую, которая не издавалась, то вот одна из самых актуальных.
У меня была группа американских евреев, мы были в иудейской пустыне, на Масаде. Доминирующим персонажем в группе была Сара – очень большая и очень шумная, женщина. И вот мы стоим перед спуском с Масады, и вдруг замечаем, что мужа Сары, тихого, маленького мужичка – нет. И тут Сара начинает кричать на всю иудейскую пустыню:
– Моисей, где тебя носит? Народ ходит по пустыне, и хочет в Иерусалим, а ты не пойми где шляешься! Ко мне, Моисееееей!!!
Как кто-то очень точно заметил в комментариях на fb (недословно): “Гид Тельман на Таглите – это особый вид благословения”… Точнее и не скажешь
А красавице Анне Беровой спасибо за отличный текст!