Во время сорокалетних скитаний в пустыне заслуге Аарона евреи были обязаны защитой “облаков славы”, а заслуге Мирьям – водой из чудесного источника, сопровождавшего странников в пустыне. В главе “Хукат” рассказывается о смерти Мирьям, в результате чего евреи остаются без воды. В очередной раз вспыхивает недовольство народа и перед Моше стоит задача противостоять толпе, утратившей веру во всемогущество Б-га. И на этот раз в заслугу Моше источник возвращается к его народу.
Когда умер Аарон и евреев перестали защищать “облака славы”, народ недовольства не выразил. На первый взгляд, это кажется непонятным. Ведь облака были не менее жизненно важными в пустыне, чем колодец: они охраняли евреев от палящего солнца и проливных дождей, от змей и скорпионов, они указывали дорогу. Почему же их исчезновение прошло совершенно спокойно?
Анализ комментариев наших мудрецов показывает, что на самом деле евреев сопровождали облака двух типов. Одни охраняли людей и сглаживали им путь, а другие – “облака славы”, назначение которых было – показывать, что идет народ, получивший Тору на горе Синай, заключивший союз с Б-гом. После смерти Аарона исчезли облака только второго типа. И евреи не высказывали по этому поводу никакого недовольства, поскольку жизненно важные для них облака остались.
Мы знаем, что в заслугу Моше произошло возвращения источника. Почему исчезли и не вернулись “облака славы”? Разве заслуги Моше не было достаточно для их возвращения?
Здесь находит свое выражение существенное различие между Моше, с одной стороны, и Аароном с Мирьям – с другой. То, что стало достоянием еврейского народа благодаря Аарону и Мирьям, было дано в их заслугу, было наградой за их добрые дела, и после их ухода из жизни, с уходом носителей заслуги исчезли и эти вещи. А Моше заботился о своем народе как “Верный Пастырь”, беспокоящийся о нуждах своей паствы, и то, что евреи получали благодаря ему, приходило не ради его заслуг, а в силу необходимости.
В этом и причина того, что в заслугу Моше источник вернулся, а облака нет. Вода была необходима евреям в пустыне, без нее они не могли бы существовать. В “облаках славы” такой нужды не было, они являлись лишь следствием заслуг Аарона, и после его смерти уже не оставалось оснований для того, чтобы облака сопровождали народ. Но поскольку источник был необходим, Моше добился его возвращения, будучи преданным руководителем народа.
В этом находит свое выражение необыкновенное величие Моше как руководителя народа, присущее также главам еврейского народа во всех поколениях.
Рассказывается, что и после смерти Моше еще 14 лет народ питался маном, оставленным этим великим вождем. В этом и состоит особенность главы поколения, – он заботится о материальном и духовном благополучии своего народа настолько, что и после его смерти это влияние продолжает распространяться.