История дарования Торы, казалось бы, целиком изложена в предыдущей главе, “Итро”. Но в самом конце главы “Мишпатим” тема снова возвращается: “А Моше [Всевышний] сказал: “Взойди к Б-гу…””
Почему дарование Торы оказалось темой двух разделов? Надо отметить, что были в этом событии два аспекта:
1. Б-г дает еврейскому народу повеления и запреты.
2. Евреи вступают в союз со Всевышним, становясь Его рабами.
В главе “Итро” изложена сама история дарования Торы, а в следующей главе, как ни странно, история подготовки к этому событию (все, что случилось в четвертый день месяца Сиван). Дополнительное различие: в главе “Итро” речь идет о десяти заповедях (см. выше аспект 1), а в “Мишпатим” – о законах о рабах и работниках (см. аспект 2).
И еще одно уточнение: Мидраш, описывая дарование Торы, тоже говорит о двух аспектах: вышнее опустилось, низшее поднялось.
Итак, первая из двух глав говорит о даровании Торы “сверху вниз”, с точки зрения Всевышнего. А вторая расскрывает то же событие, каким его восприняли евреи, “снизу вверх”.
Почему было важно раскрыть нам оба аспекта, предложить оба взгляда на одно и то же событие?
Высочайшее раскрытие в мгновения дарования Торы было лишь временным подъемом для сынов Израиля. Это было чрезвычайно ярким, сильным событием, небывалым откровением, но не могло длиться дольше нескольких мгновений. Второй же аспект – служение евреев Всевышнему – может быть, не столь ярок, но не ограничен во времени, вечен.
Над этим стоит задуматься: казалось бы, содержание главы “Итро” куда выше и величественнее, нежели “приземленные” законы главы “Мишпатим”. Но именно вторая глава оказывается неисчерпаемым источником сил для вечного народа, народа священнослужителей, святого народа. Более того, читая следующую главу, мы найдем, что заповедь о строительстве Храма, приведшая к исполнению обетования “и буду Я жить среди вас”, подготовлена именно служением человека, служением “снизу вверх”.
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что “Б-г спустился на гору Синай”. Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и “вводит” Всевышнего в мир человека, как было в Храме.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Изложение р-на А.Фейгина