Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Суди каждого благоприятно

09 ноября 2018 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Берешит / Толдот / Уроки главы
search
shie-d

Несколько недель назад я получил вот такое письмо: «К тебе обратится Такой-то, который хочет посетить Москву. Он просил у меня твой номер, и я вынужден был дать его ему. Возможно, он хочет попросить тебя о помощи. Хочу предупредить тебя, что с ним может быть сложно. Это тяжёлый человек, склонный перекладывать свои проблемы на чужие плечи. В его обществе ты почувствуешь себя некомфортно».

Действительно, я получил просьбу о помощи и знакомстве с Москвой от человека, которого я не знал, но был уже предупреждён о том, что это не очень симпатичный человек. Впечатления мои подтвердили это предположение. Я просил у гостя привезти лекарства для одной семьи из общины, и он согласился как бы неохотно. Он задал много вопросов, и когда я его встретил, не нужно было быть специалистом по «физиогномии», чтобы определить, что это человек совсем не простой.

*

Тора рассказывает, что когда Авраѓаму было сто лет, у него родился сын Ицхак. Когда Ицхак был отнят от груди, Авраѓам приготовил праздничную трапезу и позвал многочисленных гостей. Но были на этой трапезе и «насмешники того поколения», как говорят мудрецы. Царь Давид пишет в первом псалме: «Счастлив тот, кто… в собрании насмешников не сидел». Однако насмешники пришли и стали распространять слухи о том, что Ицхак – вовсе не сын Авраѓама, и что Сара забеременела от Авимелеха, который до этого -забрал её к себе в дом. Что сделал Всевышний, по словам мудрецов? Сделал лицо Ицхака похожим на лицо Авраѓама, и тогда все засвидетельствовали, что «Авраѓам породил Ицхака», как говорится в начале нашей главы «Толдот».

Ребе спрашивает: То, что сын похож на отца в возрасте примерно двух лет – это ведь естественное явление. Почему же в этом случае Всевышний должен был вмешиваться и специально делать лицо Ицхака похожим на лицо Авраѓама? И почему после этого все «засвидетельствовали», а не просто убедились?

Дело в том, что на глубинном уровне Авраѓам и Ицхак были совершенно разными. Авраѓам олицетворял качество «хесед», соответствующее распространению, милосердию и доброте, а Ицхак – противопоставленное ему качество «гвура», соответствующее ограничению, справедливости и строгости. Эти глубинные свойства влияют и на внешний облик. Наши мудрецы сказали, что на одном качестве «хесед» мир устоять не сможет, поэтому ему необходима «гвура» как противовес. Значит, в жизни нет «хеседа» без «гвуры». Это и показал Всевышний. Он сделал Ицхака похожим на Авраѓама, выразив то, что преимущественный обладатель каждого из качеств не в состоянии функционировать в мире, если у него не будет и противоположного качества.

*

У евреев есть правило, введённое ещё Мишной: «Суди каждого человека благоприятно». Это означает, что в любом случае, когда нам не очевидно, что человек сделал плохо – мы обязаны думать, что он сделал хорошо. Это бывает не просто, однако мы обязаны тщательно искать возможности для позитивного взгляда на поступки других людей.

На этой неделе говорил р.Авраѓам ѓа-коѓен Ѓоландер, известный иерусалимский проповедник: Почему в выражении мудрецов «клади поступки ближнего на чашу оправдания в весах» для выражения понятия «чаша весов» употреблено слово «каф», означающее также «ложка»? Представьте себе, что вы что-то варите в кастрюле. Открывая крышку, вы видите только пар и поверхность. Чтобы определить, что внутри, нужно взять ложку и как следует помешать в кастрюле. Так же нужно поступать и в отношениях с другими людьми. Не удовлетворяйтесь поверхностным взглядом и «паром», который исходит от человека. Возьмите ложку и как следует помешайте, поищите, исследуйте – и найдите в человеке причин для оправдания.

Глубинная связь между качествами, которые двигали Авраѓамом и Ицхаком, была скрыта. На той трапезе Всевышний открыл связь между ними. Поэтому присутствующие на трапезе не просто увидели, а засвидетельствовали, что качества, на обычном уровне кажущиеся противоположными, на глубинном уровне связаны. «Авраѓам породил Ицхака».

Это качество – способность видеть глубинную связь и внутренние качества души – есть у каждого из нас. Нужно лишь постараться и «включить» его.

*

После тёплого дружеского разговора с гостем мне понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться, что это чудесный человек, и что плохое впечатление, производимое им на собеседников, связано лишь с трудностями, испытываемыми им при выражении своих мыслей словами! Так бывает с некоторыми людьми. Мы так склонны считать, что говорящий иначе, чем мы – неправильный человек… Время, проведённое гостем в Москве, было для меня приятным, и он даже помог мне в одном деле.

Давайте же смотреть вглубь, не ограничиваться поверхностным взглядом: поверхность обманчива. Возьмём ложку и помешаем.

Гут шабес, ходеш тов ве-самеах
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

19 Кислева 5779 - Хасидский Новый год

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11