Однажды в зал торжеств в Бней-Браке, где праздновалась свадьба, вошла девочка лет десяти, с чёрными всклокоченными волосами. Она села на пустой стул и стала быстро есть всё, что было на стоящей перед ней тарелке, — остатки курицы, немного риса и картофеля. В те времена, около тридцати лет назад, Бней-Брак был не тем, что сейчас, н нём были кварталы настоящих бедняков.
Одна из присутствующих женщин поняла: эта девочка не просто голодна – она голодает. Значит, в доме у неё неладно. И после окончания свадьбы она привела эту девочку к себе домой, вымыла ей голову, вычесала вшей, позвонила в социальную службу Бней-Брака. Да, семья бедняков, отец давно исчез, мать не справляется с детьми. И женщина, при полной поддержке своего мужа и остальных детей, решила: эта девочка будет нашей дочерью. Мать согласилась, социальные службы оформили, и девочка влилась в семью, чувствовала себя так естественно, словно родилась и выросла здесь. Она оказалась доброй и умной, возможно как раз потому, что с детства узнала, «почём фунт лиха».
Начало этой истории рассказала мне в прошлую пятницу моя сестра, после того как услышала её от своей подруги – как бы в противовес тому рассказу, который я опубликовал здесь на прошлой неделе. «Мера добра всегда превышает меру зла». Особенно кстати было это на фоне множества откликов, которые я получил. Я задал несколько наводящих вопросов – и оказалось, что нескольких действующих лиц этой истории я знаю по воспоминаниям детства! Что же было дальше?..
Софер без руки
Из замкнутого в себе ребенка девочка выросла в сильную личность — благодаря заботе приёмных родителей, которые относились к ней так же, как к своим детям. Всё, что получали другие, получала и она. Всё, что делали другие, делала и она. И вот приёмная мать скончалась от тяжёлой болезни, оставив мужа — вдовца с многочисленными детьми. Муж проявил себя как герой, сумевший быть и отцом, и матерью для всех детей, а особенно для приёмной дочери, которая преодолела тяжёлую утрату, продолжила старательно учиться и выросла в прекрасную девушку.
Когда пришла пора задуматься о её замужестве, приёмный отец понял, что найти для неё обычную пару будет непросто. «Приёмная дочь» – многие семьи женихов даже не будут рассматривать такую кандидатуру, такова реальность, к сожалению. Тем не менее он был твёрд в желании найти жениха доброго, умного и благочестивого. И нашёл юношу, отвечающего всем этим критериям, но лишь с одним внешним недостатком: он был рождён без одной руки! А такую кандидатуру не будут рассматривать многие семьи невест, такова реальность, к сожалению. И вот два прекрасных человека, каждый со своим ограничением, встретились.
После свадьбы девушка увидела, что то, на что другим не хватает и двух рук, её муж умеет и успевает сделать одной. Все домашние починки и любые необходимые дела он выполняет сам, с охотой и умением. А профессия? Уже много лет он софер-стам, он пишет мезузы и тфилин, и ценят его как за богобоязненность, так и за красоту и точность письма. И никому нет дела до того, что у софера лишь одна рука.
— Шие, посмотри видеозапись, что я прислала тебе на почту, — просит меня сестра. Съёмка сделана подругой матери жениха. Пусть видео и не слишком чёткое, но радость на лицах участников просто потрясающая. Свадьба состоялась через несколько дней после 9 ава. Вот отец жениха танцует со своим первенцем. Вокруг танцуют остальные его сыновья-хасиды. Он подзадоривает танцующих, приглашает к себе своего тестя, и они танцуют в обнимку. И отец жениха обнимает своего тестя — приёмного отца своей жены – одной рукой, потому что у него лишь одна рука. Это тот самый софер, о котором я говорил выше. Он женит сына-первенца – старшего из своих двенадцати детей!
В стороне стоит дед жениха, и из глаз его льются слёзы радости. Много лет назад они с супругой приняли рождение сына без одной руки, всю жизнь давали ему полную поддержку, и сын справился с физическим недостатком, выстроил свой крепкий характер и дошел до этого великого и трогательного момента.
Читайте также