Всего несколько десятков метров разделяют дом адмора из «Толдот Авраѓам Ицхак» и комнату адмора из Слонима в здании ешивы Слоним, одной из старейших ешив Иерусалима. Между двумя встречами Главного раввина России Берла Лазара с этими адморами было несколько свободных минут, а идти было совсем недалеко. И я предложил раввину Лазару в освободившееся время посетить близлежащую историческую хабадскую синагогу, известную в Иерусалиме как «Бааль ѓа-Тания шул», расположенную на улице Бааль ѓа-Тания в районе Меа Шеарим. Оказалось, что раввин Лазар до сих пор не был в этой старой синагоге.
На скамейке сидел молодой человек в традиционной иерусалимской субботней одежде. Кто в будни надевает субботний халат? Наверное, он направляется на чью-либо свадьбу, но не хочет пропускать ежедневный урок по Хумашу с Раши. Он представляет нам своего товарища по учебе: р. Авраѓам Минцберг. «Вы сын подрядчика р. Моше?» – спрашиваю я, и он подтверждает это, и начинает рассказывать об отце, коренном иерусалимце, ежегодно ездившем проводить месяц тишрей у Ребе.
Раввин Лазар рассматривал потолок синагоги с впечатляющими росписями известного иерусалимского художника р. Ицхака Бека, а я рассказывал ему о габае синагоги «Бааль ѓа-тания шул». «Я его сын, – говорит стоящий рядом еврей, – а отец сейчас дома». Он позвонил своему отцу, старому габаю р. Ѓершлу Ханоху, и раввин Лазар поговорил с ним, выражая восхищение образцовым порядком в синагоге.
Мой прадед, р. Исраэль Шимон Шейн-Азулай, был одним из первых десяти жителей района Меа Шеарим. Вместе с еще одним хабадником они были единственными хасидами во всем районе, основанном «прушим» – учениками Виленского Гаона, приехавшими в свое время в Страну Израиля. Устав района запрещал создание синагог не по нусах ашкеназ, однако мой прадед был одним из первых основателей хасидского миньяна в районе, и позже участвовал в основании этой синагоги около 125 лет назад. На восточной стене – мемориальная табличка в честь моего деда, р. Шмуэля Киршенбаума, зятя р. Исраэля Шимона Шейна. И как раз в тот день, в среду 15 тевета, был его йорцайт. Мой отец каждый год отмечает этот день изучением Мишны и кадишем. «А здесь, – показываю я, – по нашим семейным рассказам постоянно сидел мой дед со стороны матери, уважаемый иерусалимский еврей р. Шие Цейнвирт, в честь которого я назван».
Всё это было на прошлой неделе, но только сейчас, просматривая фотографии, я обнаружил: на противоположной, западной стене синагоги мемориальная доска увековечила память почетного спонсора р. Ицхака, в честь которого синагога «Бааль ѓа-Тания» официально называется «Оѓель Ицхак». А рядом с ней ещё одна табличка отмечает день его кончины в Кёнигсберге – 16 тевета. Именно при наступлении 16 тевета мы зашли в синагогу «Бааль ѓа-Тания», и начался сотый год со дня кончины уважаемого жертвователя.
Еврей Ицхак из Кёнигсберга поддержал деньгами жителей Святой Земли и помог благоустроить хабадскую синагогу в Иерусалиме. Хабадник р. Лазар отплатил евреям Кёнигсберга добром – и послал в Калининград (Кёнигсберг) шалиахом прямого потомка основателя этой синагоги. Я говорю о моём сыне шалиахе р. Авроме-Борухе. Смотрите, как связываются события!
В следующее воскресенье сотни евреев Калининграда пройдут в большой церемонии, отмечающей 80 лет «марша смерти» тысяч евреев города, погибших от рук нацистов. Щедрый жертвователь Ицхак, умерший и похороненный в этом городе сто лет назад, несомненно, будет смотреть с небес и порадуется тому, что еврейская жизнь в его родном городе развивается – с памятью о прошлом и с мыслью о будущем.
Читайте также