В Израиле на аллее Праведников в «Яд ва-Шеме» есть дерево, посаженное в честь Траяна Поповича, гражданина Румынии, бывшего бургомистром Черновцов в 1941-1942 годах. На родине по сей день имя это мало кому известно, хотя подвиг его сопоставим с подвигом Оскара Шиндлера. Не будучи сам евреем, Попович спас от гибели во время нацисткой оккупации почти 20 тысяч евреев, рискуя собственной жизнью.
Узнала я о докторе Траяне Поповиче на экскурсии по еврейским местам Черновцов.
Не посетить этот город, путешествуя на Карпаты, я не могла. Ведь его называют не иначе, как «маленький Париж» или «маленькая Вена». Я с иронией относилась к столь громким сравнениям и готовилась к разочарованию. Однако была околдована городом с первых часов моего пребывания в нем. Но главное, что сделало Черновцы совершенно особенным местом для меня — это их многовековая еврейская история. Листая ее страницы, сначала радуешься культурному и экономическому расцвету местного еврейства, испытываешь гордость при перечислении знаменитых во всем мире евреев – деятелей науки и искусства, родившихся и выросших в Черновцах. Сжимается сердце, когда перед глазами разворачиваются события времен фашистской оккупации.
Но сначала немного истории. Черновцы — столица румынского княжества Северная Буковина. Первое упоминание о проживании евреев в Черновцах датируется 1408 годом. Последующие 200 лет сюда бежали, спасаясь от преследований, украинские, молдавские и польские евреи. Сюда переселялись и сефарды, и ашкеназы, культура которых в итоге возобладала и главным языком общины стал идиш.
В 18 веке евреи получили право владеть недвижимостью и начали строить дома для себя и сдачи внаем. Проживать евреи предпочитали вблизи торговых площадей, и таким образом в Черновцах образовался еврейский квартал, получивший название «Еврейский город» («Юденштадт» на идиш), где и была в 1710 году открыта первая в городе синагога.
В 1774 году Черновцы стали частью Австрийской империи, новое правительство начало бороться с «засильем евреев», в городе разрешалось жить только тем, кто занимался земледелием, а таких было немного. 392 еврейские семьи были изгнаны из города.
В 1781 году австрийский император Иосиф Второй издал «Эдикт Терпимости», положивший начало вовлечению евреев в жизнь государства на правах свободных граждан. Была ликвидирована черта оседлости.
Революция 1848 года отменила все национальные ограничения, и это послужило началом расцвета еврейства Черновцов. Австрийские власти надеялись, что евреи, говорящие на идиш, будут проводниками немецкого влияния и немецкой культуры. Для еврейской интеллигенции была открыта государственная служба и возможность занимать любые общественные должности. В 1867 году евреи Черновцов получили полные гражданские права и образовали автономную религиозную общину.
Доминировали евреи в экономической сфере — им принадлежало множество предприятий и банков. В начале 20 века евреями были 58% врачей, 50% преподавателей университета, 76% адвокатов.
В городе были открыты десятки еврейских школ, иешив, несколько синагог (в том числе и реформистская), построены еврейский дом престарелых, дом инвалидов и интернат для евреев-сирот, было организовано Общество помощи беднякам, столовая для малоимущих студентов.
Дважды бургомистрами Черновцов избирались евреи, одному из которых австрийским императором был дарован титул барона.
Черновцы были крупным центром еврейского книгопечатания: здесь были изданы Вавилонский Талмуд, Танах с комментариями, выходили периодические печатные издания, в основном на идиш.
В июне 1940 года вся Северная Буковина, к которой относились и Черновцы, была аннексирована Советским Союзом. Сразу же были закрыты большинство культурных и общественных учреждений, множество евреев, составляющих интеллектуальную элиту, арестованы и высланы в Сибирь.
30 июня 1941 года город оставила Красная армия, в ряды которой входили тысячи молодых евреев. Еще до прихода фашистов начались еврейские погромы…
6 июля 1941 года румынские и немецкие войска заняли Черновцы. Евреев обязали носить на руке отличительный знак, использовали на принудительных работах, а 11 октября 1941 года было организовано гетто. На территории, где до этого проживало 5 тысяч человек, разместили 50 тысяч: по 5-8 семей в одной квартире. Гетто обнесли высоким деревянным забором с колючей проволокой.
По приказу румынского диктатора Антонеску началась депортация евреев в Транснистрию (губернаторство под управлением Румынии).
Видя жестокость и несправедливость, творимую оккупантами, поляк Гжегош Шиманович, руководивший чилийским консульством в Черновцах, начал спасать иудеев, выдавая им чилийские паспорта и помогая бежать за границу. Благодаря его усилиям 800 польских евреев избежали смерти от рук нацистов.
Но еще больший подвиг, если, конечно, корректно сравнивать поступки людей, рисковавших своей жизнью, совершил тот самый доктор Траян Попович, о котором я писала в начале своего рассказа.
Будучи главой города и получив постановление о депортации евреев, Попович выступил решительно против. Напомнив администрации Буковины об неоценимом вкладе иудеев в развитие культуры, торговли и промышленности в Черновцах, он потребовал, чтоб врачи, инженеры, юристы, судьи, а также пенсионеры, инвалиды и бывшие офицеры были исключены из плана депортации. В результате прямого обращения к Антонеску удалось оставить в городе и спасти 20 тысяч евреев.
Доктор Попович издал еще 5 тысяч разрешений от своего собственного имени для целых семей, и, сильно рискуя, прятал в своем доме евреев, которым грозила депортация или которым удалось избежать лагерей.
В июне 1942 года, после увольнения Поповича, депортация была продолжена.
21 сентября 1969 года «Яд Вашем» признал Траяна Поповича Праведником народов мира.
В Черновцах в 2008 году к 600-летию города на средства еврейской общины была установлена мемориальная доска на доме, где жил Траян Попович, по адресу: улица Заньковецкая, дом 6.
Про другие достопримечательности еврейских Черновцов, я расскажу во второй части своей статьи.
Автор: Сара Глезина
Читайте также