Что происходит с душой и сознанием во время сна? Действительно захватывающая тема.
Говоря о сне, всегда нужно рассматривать две стороны медали: тело и душу. В том, что касается тела, Талмуд описывает сон как шестидесятую часть смерти. И не без серьезных оснований. Наши глаза закрыты. Силы сознания ослабевают, и мы теряем контроль над многими нашими физическими и умственными способностями. Однако для души это время обновления. Она соединяется со своим Источником Свыше и духовно освежается и заряжается.
Упомянутый силук-акохот (“отстранение сил”) затрагивает только сознательные измерения нашей психики. Но в отсутствие сознательного, появляется подсознательное. И согласно Кабале, сущностные силы души фактически еще более усилены и проявлены в то время, когда человек спит.
Но даже среди сил нашего сознания многие в достаточной мере наличествуют во время сна, но иерархическая система, которая обычно ими управляет, отсутствует. Ум больше не контролирует сердце, и мы больше не думаем перед тем как говорить или действовать. Это происходит потому, что все эти наши силы возносятся до уровня пребывания – в объединенном состоянии, в потенциале – внутри сущности нашей души. И в этом “эмбриональном состоянии” нет понятий “выше” или “ниже”, “раньше” или “позже”.
В соответствии с вышеизложенным, Каббала часто сравнивает состояние Галута (изгнания) со сном. Во время изгнания наши глаза словно закрыты и не видят Б-жественного. Наши духовные чувства, которые позволяют нам понимать Тору, распознавать и ценить чудеса, любить и боятся Б-га, чрезвычайно ослаблены. В нашей системе приоритетов царит путаница, и часто нам трудно осознавать истинную цель нашей жизни.
Тем не менее, именно во время изгнания раскрываются сущностные силы еврейских душ. Когда приходится трудно, включается “пятая передача” нашей души. И она верит – вопреки пониманию. И она продолжает служить Б-гу – вопреки отсутствию вдохновения… И именно благодаря этому месират-нефеш (самопожертвованию) наши глаза вновь откроются, и мы обретем наши духовные возможности с приходом Машиаха.
Автор: раввин Исроэль Котляр