Двадцать шесть лет назад Главный раввин России Берл Лазар приехал в Самару, после того как двумя годами ранее туда переехал мой двоюродный брат р. Шломо Дайч с супругой и маленькими детьми, чтобы быть посланниками Ребе и возродить славную еврейскую общину города. Губернатор Самарской области сразу сказал р. Лазару, что хочет преподнести ему подарок. Раввин в ответ сказал, что в этом нет необходимости и не за этим он приехал сюда.
«Всё же, пожалуйста, поедемте со мной в моей машине», – сказал ему губернатор, и они отправились в путь к центру города. Машина остановилась перед полузаброшенным зданием из красного и белого кирпича – типичный «мавританский стиль», в котором построены многие синагоги Европы. Переплеты окон были сделаны в виде звезды Давида. Тяжелый вздох вырвался у р. Лазара при виде синагоги, лишенной своего великолепия, утратившей свою славу и опустевшей.
И губернатор Самарской области сказал: «Когда я был студентом городского университета, я проходил здесь с однокурсником. Мы увидели это здание, вывеска гласила: «Хлебозавод». Но архитектура показалась мне совсем нетипичной для пекарни. И мой однокурсник рассказал, что в 1908 году это здание было построено как синагога. Тогда в Самаре была большая еврейская община. А в 1923 году прихожан синагоги вынудили написать официальное письмо властям с просьбой забрать у них здание для культурных целей всего населения, «поскольку им больше нет необходимости молиться». Потом в здании был дом культуры… Я помню, что подумал: это недостойно. Такое красивое здание нужно вернуть для пользования евреев. И теперь я стал губернатором, и пришло время сделать хлебозавод снова синагогой».
Журналисты, освещавшие первый визит Главного раввина России в город, спросили губернатора, как можно выделять деньги на такую цель, когда в городе живут семьи, которым нечем прокормить себя?! А он твёрдо стоял на своём и отвечал им: «Во-первых, культура не менее важна, чем еда. А во-вторых, кто построил это здание? Евреи. А кто довел до такого состояния? Мы, русские. Значит, на нас лежит обязанность исправить то, что мы сделали!»
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Здание синагоги было передано еврейской общине – но и всё. Губернаторы приходили и уходили, менялись и члены городского совета, а бывший хлебозавод пребывал в запустении. в то время как и р. Лазар, и раввин города Шломо Дайч искали возможность воплотить идею в жизнь.
«Моя бабушка была свахой Самары» – рассказал вчера утром раввину Лазару спонсор Михаил Лисинский. «У неё были списки всей еврейской молодёжи города, она обновляла их, приходя на молитвы в синагогу, звонила разным семьям из телефона-автомата на улице, предлагала варианты, и десятки шидухов – дела ее рук».
Может быть, благодаря заслугам бабушки её внук Михаил удостоился вернуть былую славу синагоге Самары, вложив огромные суммы в реставрацию, – подумал я, когда мы с р. Лазаром и Дуди Кеплером подошли к синагоге. Стены восстановлены, арка купола возвращена на место, и ещё до завершения работ, которые, по-видимому, займут около двух лет, старая синагога Самары выглядит величественно.
Читайте также