“Маргарита” – это имя. “Папа”, “Доктор” и “Ваше высочество” – тоже имена. Точно также как и “Следующий!” или “Вот-вы-в-красном-галстуке-второй-в-третьем-ряду”. Номер вашего паспорта – тоже в некотором роде имя, точно также как ваш размер обуви или марка и модель вашей машины. Идя по жизни, вы попутно получаете множество самых разных наименований – своеобразных рукояток вашей личности, за которые окружающие могут хвататься и тянуть.
Но где во всем этом вы? Ведь существует в мире полным-полно других Маргарит, и конечно же бесчисленное количество пап и докторов. “Ваших высочеств” немножечко меньше, но если поискать, то можно найти парочку. Вы можете быть единственным вторым в третьем ряду человеком в красном галстуке, но значит ли это, что, одень вы утром желтый галстук, вы бы уже не были собой?
Глава Торы “Шмот” описывает первый галут (изгнание) еврейского народа. Мы читаем, что после смерти Йосефа египтяне в течение многих лет притесняли и порабощали детей Израиля, пока Б-г не послал Моше спасти их.
Название этой главы означает “Имена”. Названия недельных глав обычно берутся из их первых строчек, и эта начинается со слов образом: “И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…” Но хасидские мудрецы говорят, что название каждой недельной главы также объясняет ее скрытый смысл. В чем же связь между именами и историей, которую глава “Имена” рассказывает?
Что такое Галут? В каком случае человек находится в “изгнании”? Тот, кто совершает кругосветное путешествие на роскошном лайнере, не чувствует себя в изгнании. И наоборот, человек может прожить в одном месте 20 поколений и все равно пугаться своего окружения.
Галутом может быть проживание в чужой стране, где ты не понимаешь ни языка, ни местных обычаев. Галутом может быть бесперспективная работа, или порабощение ипотекой и медицинскими счетами. Каждый раз, когда вы чувствуете себя в ловушке враждебных, пугающих или ограничивающих обстоятельств, вы находитесь в Галуте.
Как можно выйти из Галута?
Галут по определению означает, что вы не обладаете властью над обстоятельствами, в которых находитесь. Но вы да контролируете, какое именно ваше “я” находится в этих обстоятельствах. Есть внешнее “я” – обремененное и зависимое от бесчисленных больших и маленьких обуз жизни, проживаемой под сенью быта. И есть внутреннее “я” – духовное, сильно скрытое, целостное в своем самоосознании и своей связи с Творцом.
Какое “я” вы вкладываете в обстоятельства своей жизни? Позволяете ли вы чужим ожиданиям диктовать вам ваши самые сокровенные желания и устремления? Позволяете ли вы жизненным обстоятельствам диктовать вам ваше самовосприятие и ваши внутренние приоритеты? Или вы настаиваете на том, что только ваше “имя” – лишь поверхностное “я”, за которое держится внешний мир – пленено Галутом, но не ваше нетронутое “я”, не то “я”, которое не нуждается в именах и не доступно наименованию, потому что это “я” и вы, и ваш Творец знаете изнутри, а не через какие-то внешние рукоятки?
“И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…” Только их имена пришли в Египет, а не их сущностное “я”. И в силу того, что их внутреннее “я” никогда не было в Галуте, они смогли в конечном итоге переселить и победить Изгнание.
Р-н Янки Таубер
Перевод Анны Каллер