Вчера вечером, после праздничной трапезы, моя дочь позвонила из Страны Израиля и рассказала, что в их Бейт-Хабад к концу молитвы Неила пришло очень много людей. Так происходит каждый год, потому что люди хотят услышать звук шофара, который звучит в завершение Неилы. Это, увы, распространённая путаница: в Рош ѓа-шана люди вместо трубления в шофар заняты яблоками с мёдом, а в Йом кипур их интересует трубление в шофар вместо поста и молитвы.
Как староста синагоги «Бейт Менахем» я из года в год вижу глубочайшую серьёзность и огромный внутренний труд главного раввина России Берла Лазара, который трубит в шофар. И действительно, тот, кто видит бааль-токеа высокого уровня, понимает, что его подготовка и само трубление — это особая духовная ступень. Изучение маамара перед молитвой, разложенные под покрывалом разные шофары, сдержанные слёзы перед чтением стихов из Псалмов, предваряющих трубление, взволнованные благословения, паузы между сериями трублений — и многое другое, что не перечислить.
А на этой неделе близкий друг из-за границы рассказал мне проникающую до глубины души историю о трублении в шофар в Рош ѓа-шана — о том, до каких глубин оно может доходить и как это совсем не «просто». У него есть брат, и они с супругой ждут детей уже более пятнадцати лет. Врачи не помогли. Несколько лет назад он обратился к одному каббалисту, и тот посоветовал приобрести самый лучший шофар и попросить бааль-токеа трубить именно в него в Рош ѓа-шана.
Брат моего друга обошёл несколько синагог рядом с домом, разных общин и традиций, выяснил, кто у них трубит в шофар в Рош ѓа-шана, и отправил их выбрать шофар, какой захотят, — без бюджетных ограничений. Те послушались: ещё до Элула купили самые отборные шофары и весь месяц тренировались — трубили после Шахарита, как принято. Все баалей-ткия хвалили купленные шофары — звуки выходили удивительные.
Наступило утро Рош ѓа-шана — и нигде не выходит положенный звук! В бейт-мидраше, где молился брат моего друга, бааль-токеа старался полчаса; люди рыдали. Два дня Рош ѓа-шана. Разные синагоги, разные люди, разное время — и одна и та же проблема в каждом месте. Ни у кого не прозвучал кошерный, чёткий звук! «Невозможно передать, — рассказывает мой друг, — что пережили мой брат и его жена на исходе Рош ѓа-шана, когда слышали из ещё одной синагоги и ещё одной: “Мы пробовали снова и снова, но нельзя было больше задерживать общину, так что отложили ваш шофар и взяли другой…”»
В основополагающем маамаре Алтер Ребе объясняется, что трубление в шофар производит два общих действия:
а) обновляет наслаждение Всевышнего от сотворения миров;
б) приводит к настоящему сотворению миров.
Этот маамар известен каждому хасиду по махзору на Рош ѓа-шана и называется «К пониманию заповеди трубления в шофар по учению Баал Шем Това». В его начале говорится: «Обновление миров включает два пункта: а) сотворение миров; б) рождение душ». Далее следуют глубокие каббалистические разъяснения. И по указанию Ребе, тот, кто трубит в шофар в Рош ѓа-шана, должен выучить этот маамар до молитвы.
Читайте также