Об отличиях
Еврейский мир сильно отличается от всего остального мира. Свои непреложные правила, свои традиции и история. На первый взгляд, они кажутся не актуальными в современном мире, но это только на первый взгляд. Потому как люди, их соблюдающие, в большинстве своем, улыбчивы, счастливы и спокойны. Светятся, внутренним светом.
Да, евреи отличаются. И одно из этих отличий – это отсутствие конфликта между родителями и детьми. Другим это слышать непривычно. Потому что подростковый бунт детей против родителей в обществе давно стал нормой. А вот у евреев – нет.
В иудейской традиции нет этого конфликта. А, следовательно, когда подходит время шидуха, у детей не возникает вопроса, а верен ли выбор родителей, и почему они вмешиваются в личную жизнь? Согласитесь, в светском обществе это сложно себе представить. А в еврейском традиционном – согласие и совет в семье является нормой. Простая истина, благодаря которой многие вопросы и проблемы просто не возникают. А секрет такого воспитания в том, что родители с детства прислушиваются к своим детям, стараются не задавить, а наоборот развивать в них индивидуальность. И, в итоге, к началу взрослой жизни, дети подходят с уверенностью, что родители им друзья. Что их мудрость и жизненный опыт достойны того, чтобы к ним прислушиваться.
Шидух начинается с детства
Основной этап в жизни каждого традиционного еврея – это создание семьи. Именно поэтому важно, чтобы дети росли в полных семьях, так как жизненные стратегии закладываются в детстве, и семья – модель мира для ребенка. И если он видит перед собой обоих родителей, мир, согласие и уважение между ними, он будет считать это нормой, и когда придет время подсознательно устремится именно к таким отношениям.
Родители говорят своим детям, что жизнь надо начать красиво и правильно. Ошибки и разочарования молодости – это как раз тот багаж, с которым иногда очень трудно идти по жизни. Но есть возможность их избежать. Как? Прислушиваться к людям, которым вы доверяете, и которые искренне желают вам добра.
В процессе шидуха родители принимают самое непосредственное участие. И не в подготовке к свадьбе, как у всех остальных народов, а именно с самого начала. Родители подбирают кандидатов. Родители собирают информацию, узнают все возможное и невозможное о семье, друзьях, знакомых, увлечениях, привычках, характере кандидата.
Для чего это делается? Для того, чтобы понимать объективно, подойдут ли молодые друг другу или нет. Молодость эмоциональна, иногда слишком эмоциональна, и моментально влюбившиеся друг в друга, чаще всего также быстро и расходятся, потому как общего у них ничего нет, разные ценности и взгляды на жизнь. Именно в этом мудрость подхода шидуха.
Еще до встречи молодых людей, родители уже знают о кандидате многое. Зачем? Чтобы рассчитать вероятность прочности потенциального брака. Иногда, родительский страх о браке молодых людей из разных социальных слоев действительно оправдан, людям,воспитанным слишком по-разному, очень скоро становится не о чем говорить.
Об ошибках
По традиции, молодые люди встречаются только после того, как родители предварительно договорились. Встречаются не один раз, а, по крайней мере, два или три. Это необходимый минимум для успешногошидуха. Необходимый потому, что с первого раза понять что-то про человека нельзя. Со второго – сложно, а вот к третьей встрече приходит понимание – есть у вас шанс или нет. В течение всего этого времени и юношу, и девушку поддерживают старшие друзья, родители и шадхан. Никто никогда не оставляет людей в процессе шидуха наедине с собой. Это тоже, на первый взгляд, дико. В обществе, которое, повторюсь, называет себя цивилизованным, принято считать, что люди сами разберутся между собой. И это большая ошибка. Особенно если речь о людях, не имеющих подобного опыта.
Цена доверия
Три свидания переросли во взаимный интерес – это прекрасно. Но если – нет, никто не неволит молодых людей, шидухи часто не получаются. И если парень и девушка не понравились друг другу – родители имеют мужество и благородство уважать мнение и желания своего ребенка и начать все заново. И это определяющее поведение. Определяющее, достойны ли родители доверия своих детей или нет.
История
Случилась она лет 15 назад с моей подругой. Она тогда работала мадрихом и ездила в еврейские молодежные лагеря для девочек. Ей нравилась эта работа, ее вдохновляло заниматься с малышами еврейской историей, устраивать игры и интересные конкурсы. Она была вся в своем деле и, несмотря на свои уже 20 лет, о мальчиках даже не помышляла. И на все предложения о шидухе – подружка только улыбалась.
Случилось так, что по одной из программ она уехала в Нью-Йорк, и в синагоге, увидела молодого человека. Ничего не зная о нем, она несколько часов как завороженная простояла на втором этаже, наблюдая за тем, как он молится. Так и не подошла. Уехала обратно в Москву.
Прошло несколько месяцев. Мы с подружкой возвратились с очередной смены в детском лагере и она, позвонив домой, с удивлением узнала, что у них гости. К бабушке приехала давняя подруга.Позже она позвонила мне и закричала в трубку: «Он сидит у нас в гостиной! Тот из нью-йоркской синагоги!».
На хупея смотрела не на молодых, хотя они были прекрасны. Я смотрела на двух еврейских бабушек, которые сиделирядышком за столом и лукаво улыбались.
Автор: Александра Прилепская
Фото: www.jwedding.ru
Редакция благодарит шадханит Малю Махлин за неоценимую помощь в создании материала.