В чем я виноват? Я ничего не делал!! – Ларри Гопник
С первых же кадров в голову закрадывается вопрос-подозрение: это все – серьезно или братья Коэны издеваются над нами? Где обещанная драма в 1967 году, и где профессор еврейского колледжа? Где и когда происходят события? Какие зомби?! Какой диббук? (Диббук – злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, душа умершего злого человека).
А происходит вот что: наивный еврей Вельвель, в неизвестно каком году, времени и пространстве, приводит в дом некоего доброго старца Грошковера, знакомит его с женой. Но! Умная еврейская женщина Дора знает все и обо всех – Грошковер-то умер три года назад. А это означает, что перед ними – диббук, по-простому, зомби. Как в это поверить или как это проверить? Живой человек перед ними или диббук? Никто не знает и вряд ли узнает. Все в жизни относительно и неопределенно, как бы говорит нам эта небольшая притча.
А затем нас резко перебрасывает в обещанный анонсом 1967 год, где профессор Ларри Гопник рассказывает своим ученикам о знаменитом принципе неопределенности Шредингера, который доказывает неполноту отдельных законов квантовой механики. Суть эксперимента заключается в том, что кот, находящийся в закрытом ящике с ядовитым газом и радиоактивным ядром, одновременно и жив и мертв. Так жив или мертв? А кто знает? Да, как и с диббуком, неопределенно и относительно.
Неопределенность и относительность происходит и в жизни главного героя фильма. Ответы на вопросы, заложенные в притчу о диббуке, находятся сами по мере того, как развивается история жизни добропорядочного во всех отношениях Ларри Гопника, жизнь которого в одночасье разлетается по кусочкам, устремляется под откос, и остановить катастрофу тихому и законопослушному профессору не под силу.
Покорный Ларри Гопник (актер Майкл Штульбарг) – кроткий мученик и страдалец. А окружают его – абсолютные люди-монстры, которых так любят братья Коэны. Дома все хуже некуда. Жена изменяет с другом семьи Сайем, который собирается жить в доме Ларри. Ему же предлагается «цивилизованно» решить вопрос и съехать в близлежащий мотель, что он покорно и делает. Дети воруют деньги из отцовского кошелька. Сына Дэнни, которому думать надо о приближающейся бармицве, заботит абсолютно другое. Дочь Сара, в перерывах между мытьем головы, мечтает о пластике носа. Слабоумный брат целыми днями запирается в ванной, а по ночам убегает в сомнительные заведения.
Но абсурд несправедливости не ограничивается семьей. Братья Коэны жестоки к своему герою. Уж если плохо – так везде и во всем. Студент-двоечник из Кореи подбрасывает ему взятку и шантажирует, кто-то пишет на него – уважаемого профессора – доносы.
Сколько же можно испытаний обрушить на голову одному добропорядочному еврею? Весь мир против Ларри. Наглый сосед, не стесняясь, присваивает кусок участка семейства Гопников. Да и понятно – безгласный Ларри не может этому воспрепятствовать. И соседка, дай Б-г ей здоровья, загорает нагишом, искушая доброго семьянина Ларри. Вот за что, спрашивается? За что такие испытания, объясните?
Этого не может понять главный герой. Ведь «он ничего такого не делал». И продолжает «Ничего не делать», уповая, что поход к раввинам поможет ему найти правильное решение. Или что все разрешится само собой. Но этого не происходит. Герой Майкла Штульбарга вызывает одновременно жалость и раздражение. Коэны планомерно подводят нас к осознанию того, что герою необходимо что-то предпринять самому. Если же он не возьмет жизнь в свои руки, стихийные бедствия не остановить, и герой обречен. «Ничего не делать» – это главная беда героя, которую сам он воспринимает как добродетель. Но не создатели фильма.
Фильм «Серьезный человек» стоит особняком в творчестве Коэнов. Пожалуй, это самый искренний, во многом автобиографичный и самый философский фильм звездных братьев, несмотря на сатиричность и ироничный абсурд, столь свойственный их фирменному стилю. Выросшие в хасидской общине в Миннеаполисе, в семье университетских профессоров, Джоэл и Итан Коэны детально и со знанием дела воспроизводят быт профессорской еврейской семьи. Однако не изменяют сатире и черному юмору.
Братья Коэны в фильме “Серьезный человек” затрагивают экзистенциальные темы, раскрывая их легко и иронично, делая тем самым понятными. О самом сложном – просто и одновременно глубоко.
«Серьезный человек» – это не столько размышление на тему, это – коэновская система координат, доведенная до абсолюта авторами, которые через своего героя обращаются к Б-гу, чтобы получить ответы. Вопросы прозвучали. Остается услышать ответ.
«Зачем Г-сподь мучает нас вопросами, если он не хочет, чтобы мы получили ответ?» – в отчаянии восклицает Ларри. Ответ – в эпиграфе к фильму, который вполне подходит и под эпилог: Все, что происходит с тобой, воспринимай простодушно.
Согласны ли с этим авторы фильма? Не факт.
Серьезный человек (2009) /A Serious Man / комедия/драма
Сценарий, режиссеры: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Майкл Штульбарг, Ричард Кайнд, Фред Меламед, Сари Ленник, Аарон Вулфф
Номинирован на “Оскар” в категориях “Лучший фильм” и “Лучший сценарий”.
27 номинаций и 8 наград на Международных фестивалях.
Автор: Ксения Гамалея
Читайте также