Начинается канун Йом-Кипура, Дня Искупления. Последние дни Десяти дней раскаяния.
Раскаяние у нас предусмотрительно приурочено к какой-то таинственной записи и печати в Книге жизни на новый год. То есть наши мудрецы достаточно непоследовательно связывают некое Решение о нашем благосостоянии с оценками в дневнике. Непоследовательно, поскольку вообще-то они много раз утверждали, что материальное благосостояние в этом мире не очень-то отражает Высший “гамбургский” счет.
Но дилемма не в этом. Как-нибудь в другой раз. А вот что такое раскаяние? Каким образом “оценка” за прошлое может измениться от моего нынешнего отношения к нему. Будущее – понятно, но прошлое-то как? Как говорят наши двоюродные братья, “даже Аллах не может сделать бывшее небывшим”. Или все-таки может? Наверняка ведь может. Он может все!
Может, конечно. Но только Он установил порядок, в котором без меня мне никак не обойтись. Даже уповать на Него должен все-таки я.
Замечательная история произошла с хорошим фильмом “Эффект бабочки”. Там главный герой обладает наследственным даром – вспоминая прошлое, менять его. Да вот только, делая это, он каждый раз видит, как получается еще хуже. Так вот – у этого фильма есть три разные концовки. В первой, режиссерской, герой приходит к выводу, кстати талмудическому, что “лучше бы человеку не быть рожденным”, и возвращаясь в прошлое, не рождается. И всем от этого и правда лучше. В другом, “открытом”, варианте концовки фильма, герой, возвращаясь в прошлое, отменяет какие-то свои поступки, отказываясь от собственного счастья, в пользу близких. Но оно, счастье, его всё равно, видимо, найдет. И уж в совсем дурацком хэппи-энде – счастье его находит. Без зрительских сомнений.
В каком-то смысле это очень еврейская притча о том, как нам следует относиться к собственному прошлому. И действительно, в наших силах изменить прошлое. Будущим. Если в результате нашего отношения к прошлому мы становимся лучше в будущем.
Хорошего, радостного Искупления всем!