В Сарагосе, столице Арагона, в начале XV века была большая еврейская община. И тамошние евреи использовали каждую возможность выказать королю Альфонсо V свою признательность и лояльность. Всякий раз когда король отмечал какой-то праздник и устраивал королевский парад, который проходил через еврейский квартал, лидеры еврейской общины подходили, чтобы встретиться с ним, неся в руках превосходные футляры для свитков Торы. Сами же свитки Торы они оставляли в синагогах.
Такое выражение почтения очень нравилось королю, и все было бы хорошо, если бы не один человек из королевского окружения, которому не нравилось дружеское отношение короля к евреям. Этого человека звали Маркус. И он все время искал, как бы выставить евреев в неприглядном свете и в то же самое время самому заслужить таким способом расположение короля.
Как-то раз Маркус узнал, что евреи встречают короля с пустыми чехлами, оставляя свитки Торы в синагогах. Он сразу же почувствовал, что это как раз тот случай, которого он так долго ждал, и рассказал королю об этом. Король, не злобный, но и не очень умный человек, легко дал хитрому Маркусу убедить себя в том, что евреи таким образом просто смеются над ним. Увидев как рассердило это короля, Маркус тут же предложил королю, чтобы тот приказал изгнать всех евреев из страны или убить их.
Но несмотря на то, что король был разозлен, ничего столь ужасного он евреям делать не собирался. Маркус тем не менее начал его уговаривать.
– Но если мы вышлем всех евреев из страны мы и сами пострадаем: они все же платят налоги в казну и являются послушными гражданами, – возражал король.
– Евреи так разбросаны по всей стране, что Ваше Величество даже не заметит их отсутствия, – настаивал Маркус.
– Но почему мы должны наказывать всех евреев? Даже тех, кто во всем этом не виноват? – пытался протестовать король.
– Вы, Ваше Величество, должны знать, что все они одинаковы. Они всегда держатся вместе во всем, поэтому все они виноваты в неуважении к Вам. Кроме того, если главы общины так издеваются над Вашим Величеством, то что и говорить обо всех остальных! – закончил Маркус с довольной улыбкой на лице. Он был уверен, что выиграл спор.
– Послушай Маркус, я действительно разгневан ан евреев и согласен, что они должны быть наказаны, если все, что ты говоришь – правда. Но я хочу быть справедливым к ним, потому что они всегда проявляли себя как лояльные граждане. На следующем параде, когда еврей подойдут, чтобы приветствовать меня, ты будешь рядом со мной. И я дам тебе возможность лично подойти и открыть их святые футляры. Если, как ты и сказал, они окажутся пустыми, ты можешь делать с евреями все, что хочешь. Но если это не так – я накажу тебя. Ты готов к этому? Я не позволю никому издеваться над собой!
Маркус был уверен в правоте своей информации. Поэтому он с радостью согласился. Он живо представил себе, как скачет на коне рядом с королем как самый важный человек в королевстве после самого короля.
В ночь перед королевским парадом, староста главной синагоги Сарагосы не мог уснуть. Он думал о королевском параде, проходящем через еврейский квартал завтра утром, и ему было почему-то тревожно. Он ворочался в кровати с каким-то тяжелым предчувствием, будто что-то страшное угрожает всей еврейской общине. Он чувствовал, что нужно бежать и предупредить глав еврейской общины, но боялся, что они над ним просто посмеются и не поверят. Ведь все было так хорошо и мирно уже много лет. В конце концов, он погрузился в тяжелый сон. Ему приснился старик с седой бородой. Старик сказал: “Встань! Не теряй времени! Еврейской общине угрожает опасность. Быстро беги в синагогу и положи свитки Торы в пустые футляры. И никому не слова!” Староста не успел ничего спросить, как старик исчез…
Он быстро встал, дрожащими руками натянул на себя одежду и быстро побежал в синагогу, спотыкаясь в темноте. Он был уверен, что старик во сне – это никто иной как пророк Элияу, и его указание он должен был исполнить без промедления. Наш староста не знал, что Пророк Элияу посетил во сне не только его. Старосты всех синагог города видели тот же самый сон этой ночью. Они все точно так же поспешили в свои синагоги и вложили свитки Торы в пустые футляры, с интересом ожидая продолжения этой загадочной истории.
На следующее утро громогласный звук труб возвестил о начале королевского парада. Как обычно, главы еврейской общины вышли на встречу королю.
Когда королевская карета остановилась и лидеры общины подошли поближе, чтобы поприветствовать короля, Маркус, который сидел рядом, ехидно сказал: “Ваше Величество наверняка хотели бы посмотреть, что же находится внутри этих прекрасных футляров.” “Конечно же. Откройте футляры!” – приказал король.
Евреи были испуганы неожиданным приказом. Что король сделает с ними, когда увидит, что там внутри ничего нет? Но выхода не было. Надо исполнять приказ короля. Холодея от ужаса, они открыли футляры и… о чудо! – все увидели, что внутри лежат свитки Торы!
Король выглядел очень удивленным. Выражение надежды и триумфа исчезло с лица Маркуса. Он побледнел от ужаса. Он пытался что-то сказать, но не мог. Король гневно вскричал: “Предатель! Обманщик! На этот раз ты перехитрил самого себя и должен за это поплатиться! Повесить его сию же минуту!” И коварный Маркус получил то, что вполне заслужил.
После этого король громогласно заявил, что в очередной раз убедился в преданности своих еврейских подданных, и в знак своего глубочайшего расположения к ним он освобождает их от уплаты налогов на следующие три года.
Когда евреи узнали, каким необычным образом им удалось избежать страшной беды, они были очень счастливы и возблагодарили Всевышнего за чудесное спасение. А еще они решили отмечать 17 день еврейского месяца Шват как большой праздник, с молитвами и выражением великой благодарности Творцу, чтобы все следующие поколения помнили эту чудесную историю избавления из рук безжалостного врага.
Такова чудесная история Пурима в Сарагосе.