Утром в воскресенье – телефонный звонок: «Накануне шабата я спрятал там, где остановился, телефон и загранпаспорт, а в паспорте были деньги, ведь всё это мукце. А вчера вечером, после окончания шабата, телефон и паспорт были на месте, а денег в паспорте не было… Что мне делать?» Я ободрил собеседника, как мог, и мы договорились встретиться спустя несколько часов в центральной синагоге. Потерпевшим был молодой израильтянин, прилетевший в Москву для сложного лечения зубов – здесь это дешевле, чем в Израиле. Лечение идёт благополучно, но денег на его оплату уже нет…
Я знал, что юноша говорит правду, хотя я не пророк, не провидец и даже не психолог. «Правда сразу видна», сказано в Талмуде, и то, что человек действительно попал в беду, было очевидно. Я сказал ему: «Не беспокойся, всё будет хорошо, если деньги не найдутся, мы оплатим твои расходы». Юноша ушёл успокоенный, а я стал думать: что это я сказал и откуда возьму деньги на оплату его расходов?
*
В начале недельной главы «Трума» Всевышний велит Моше: «Скажи сынам Израиля, чтобы они взяли Мне возношение, от каждого, кого побудит его сердце, возьмите Моё возношение». Пришло время сооружать Мишкан, место для пребывания Б-жественного присутствия на земле. Для этого нужно было много средств и ресурсов, и теперь каждому еврею предоставлялась возможность принять участие посредством пожертвований любого типа.
В Торе нет ничего лишнего и случайного, из каждого оборота её языка можно извлечь новую информацию. И обращает на себя внимание то, что в начале стиха сказано «Мне возношение», а когда это повеление повторяется в конце стиха, говорится «Моё», а не «Мне». Кроме того, странно, что о возношении сказано «возьмут», ведь евреи его не брали, а давали.
Раши объясняет, что «возношение Мне» означает «возношение ради Меня». Пожертвование должно делаться «ради Б-га», а не ради почестей или славы. С другой стороны, в Талмуде, в трактате Псахим, говорят мудрецы: «Тот, кто говорит ‘Вот я даю монету на благотворительность ради того, чтобы мой ребёнок выздоровел’ – совершенный праведник». Посмотрите: человек открыто заявляет, что делает пожертвование ради своих целей, и в эту минуту он считается совершенным праведником!
Ребе объясняет этот стих, комментируя обе его половины по отдельности. Тогда противоречие снимается, и вот каким образом. Первая половина говорит о казначее благотворительной кассы. Он должен собирать пожертвования не для заработка, не для почёта, а только «ради Б-га», выполняя заповедь. Поэтому сказано «возьмут Мне пожертвование». А вторая половина стиха говорит также о дающем пожертвование. От него, как ни странно, не требуется никакого намерения при даянии! Главное – дать. Поэтому слова «Мне» во второй половине стиха нет: «от каждого, кого побудит его сердце, возьмите Моё возношение». В связи с этим понятно также, почему в нашем стихе пожертвование «берут», а не «дают»: ведь речь идёт в первую очередь о берущих, о казначеях благотворительных касс.
*
Итак, я пообещал ограбленному юноше, что возмещу ему расходы, и пошёл, думая, откуда же я возьму деньги для выполнения своего обещания. И встречаю я одного хорошего человека, добрую душу, который неделю назад на несколько дней попал в лечебницу. Тогда я старался каждый день звонить ему, предлагать помощь и рассказывать о молитвах за его выздоровление. «Как здорово, что мы встретились!» — говорит он мне, пожимая руку, и передаёт конверт. «Что это за конверт?» — спрашиваю я. «Ты разберёшься, что с ним делать», — отвечает он и идёт дальше по своим делам. Я открываю конверт и понимаю, что действительно знаю, что с ним делать. В конверте была сумма, достаточная для покрытия всех расходов нашего ограбленного юноши, включая лечение и проживание, вплоть до его возвращения домой.
Так я сам увидел, что если собирают деньги «для Б-га», исключительно ради заповеди, то к людям приходит благословение и успех самым неожиданным образом.
Да будем мы всегда среди дающих!
Гут шабес
Шия