Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Мудрые сердцем и хлеб с лицом

15 марта 2024 / Главная / Важное / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Ваякгель / Уроки главы
search
lechem-hapanim

Вечером в воскресенье (да, уже в самом начале недели) я должен «закрыть», то есть полностью подготовить еженедельный листок «Субботний стол» к предстоящей недельной главе. В это воскресенье оказалось, что для главы Ваякѓель не хватает материала в одном из важных разделов.

В большинстве лет глава Ваякѓель читается вместе со следующей за ней главой Пкудей, но когда год «беременный», как этот, и в нем два месяца адар, они читаются порознь. Однако те два года, что я снимал на видео уроки по недельной главе Главного раввина России р. Берла Лазара, были обычными, и уроки, которые он давал, касались лишь главы Пкудей. И на этой неделе мне не хватило контента для важного раздела еженедельного листка – «Урок р. Лазара». Но с помощью Всевышнего в одном из уроков р. Лазара по Ктувим я нашел то, что искал. Чтобы удвоить аудиторию, я опубликую изложение идеи р. Лазара здесь, тем более что урок вполне «в стиле» Главного раввина – найти хорошее в евреях.

В нашей главе рассказывается об изготовлении вещей для Мишкана. Мастера, делавшие их, называются «мудрыми сердцем». Среди того, что они изготовляли, упоминается «лицевой хлеб». Он не был постоянной вещью, изготовленной для Мишкана, его пекли и ставили на золотой стол внутри Мишкана и меняли каждую неделю. «Лицевой хлеб» упоминается здесь потому, что он не был похож на обычный хлеб. Он имел форму, похожую на «раскрытую коробку», два его края выступали вверх с обеих сторон – «лицо здесь и лицо там», как описывает Раши. Поэтому его выпекали особым образом, в разборной пекарской форме. Для этой работы требовались «мудрые сердцем мастера».

Название «лицевой хлеб» указывает также на его духовный смысл. Гемара говорит, что все вещи в Мишкане имели «лицо». Внутренний смысл понятия «лицо» указывает на благосклонность Всевышнего к народу Израиля, Он обращался к ним подобно тому, как человек обращается к другу, поворачиваясь к нему лицом, с желанием и любовью. На Ковчеге Завета стояли два керува, повернутые лицом друг к другу, так они показывали любовь Всевышнего к Его народу. О светильниках меноры сказано: «По направлению к лицу меноры зажгут семь светильников», и это было свидетельством всему миру о том, что Всевышний пребывает в еврейском народе.

«Лицевой хлеб» на золотом столе в Мишкане был источником благословения и изобилия для всего народа Израиля, он свидетельствовал о том, что Всевышний удовлетворяет все потребности евреев как отец, кормящий детей со своего стола. Так можно понять описание Талмуда: форма хлеба была похожа на «раскрытую коробку», а это символизирует то, что Всевышний раскрывает все вместилища Своих сокровищ и дарует благословения и великое изобилие народу Израиля. Вот почему хлеб должны были готовить «мудрые сердцем» — люди, обладающие особой мудростью. Они не только владеют искусством выпечки хлеба: Всевышний наполнил их сердца мудростью и пониманием, чтобы они могли понять духовное значение хлеба и действовать соответственно. Главой «мудрых сердцем» был Бецалель. Говорят, что он «знал, как соединить буквы, которыми были созданы небо и земля», то есть обладал знанием тайн творения и мог правильно думать при выполнении работы.

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

Как накладывать тфилин

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11