В молитве Суккот называется "временем радости", каждая его деталь – дополнительный источник праздничного настроения. Заповедь праздника, арбаа миним (заповедь о четырех видах растений), символизирует единство всего народа. Заповедь, предписывающая жить во время праздника в сукке (шалаше), "поглощает" еврея, подобно тому, как сукка становится в дни праздника нашим домом. В этом и состоит основной смысл праздника: связь с Б-гом должна стать всеобъемлющей и стабильной. В канун Суккот в синагоге читают главы Ве-зот а-браха; начинается первая праздничная трапеза в сукке.
"Семь дней нам заповедано жить в шалашах в память о том, как Б-г оберегал наш народ в течение 40-летнего странствия по пустыне" (Ваикра, гл. 23).
Напутствующее обращение главного раввина России Барла Лазара к российским евреям в канун праздника:"После исхода из Египта евреи в пустыне жили в палатках. Не было прочных стен, крыша над головой была эфемерна, но было живое ощущение, что Всевышний здесь, рядом. В Суккос в палатках мы внутренне вновь переживаем эту ситуацию. Есть такой анекдот. Человек опаздывает на важную встречу, подъезжает – парковаться негде.- Г-споди, помоги с парковкой! Поможешь – буду каждую субботу в синагогу ходить!Тут же прямо у подъезда освобождается место.- Г-споди, Ты видишь, и без Тебя все устроилось, можешь не беспокоиться!На операционном столе едва ли не все люди религиозны, после операции – отнюдь не все.Когда человек здоров, благополучен, успешен – у него может возникнуть ощущение, что Б-г как бы и излишен в его жизни, ведь он прекрасно управляется и без Него. Смотрите, чего он достиг, благодаря своему уму, таланту, удачливости, образованности, смелости, упорству. Даже если в его жизни совершается очевидное чудо, он дает ему убедительное рациональ¬ное объяснение.Существует и принципиально иной способ понимания жизни: когда считают, что если Всевышний всемогущ, контролирует и направляет мировой процесс и жизнь каждого человека, то можно не ударять пальцем о па¬лец: Он и так все за них устроит. Если же жизнь не удалась, то это потому, что так хотел Всевышний.Наше понимание совершенно иное, оно далеко от фатализма: Всевышний приглашает человека к сотрудничеству и действует вместе с ним даже в самых будничных делах – и это самое большое чудо нашей жизни.В Талмуде есть парадоксальное утверждение, что сев без веры невозможен.- Но ведь посеянные семена всегда всходят? Что может им помешать? В земле происходят естественные процессы.На самом деле семена, как мы знаем, всходят не всегда, и помешать им может очень многое. В Талмуде формулируется определенная концепция жизни: человек должен делать то, что зависит от него, трезво сознавая, что результат его деятельности все-таки в руках Б-жьих.В Суккос мы покидаем наши дома и перебираемся в палатки. по крайней мере, мы в них едим и веселимся. Символически отказываясь от прочных стен, как это предписано в Торе, мы тем самым говорим Всевышнему, что готовы исполнять Его заповеди, что отдаем себе отчет в том, что самые прочные стены и самая прочная крыша – Он Сам, и когда мы с Ним, наши возможности безграничны".