Саксофонист-виртуоз Тимофей Хазанов часто выступает на еврейских площадках – его талант высоко оценивают, как в ЕКЗ у Шломо Полонского и Жуковке, так и в МЕОЦе. О своём творческом пути и планах он рассказал нашему сайту.
-Почему именно саксофон?
Когда мне было 4 года, в цирке я впервые услышал саксофон и сразу полюбил его глубокое, ни на что не похожее звучание и необычный, дорогой внешний вид. Всё моё детство прошло на гастролях с родителями, а в «свободное» время я занимался музыкой с частными преподавателями. С 11 лет я уже стал регулярно участвовать в конкурсах и фестивалях.
-Каким бы талантом ни наделил музыканта Всевышний, образование ему необходимо.
-Согласен. Помимо частных уроков, я окончил эстрадно-джазовое училище им.Гнесиных, а после – Московский государственный университет культуры и искусств. Одним из педагогов, преумножавших мои знания и любовь к музыке, и в училище, и в университете был заслуженный артист России Сергей Рязанцев.
Став постарше, я начал периодически ездить на родину джаза и оттачивать мастерство в Нью-Йорке. Желающие учиться классике едут во Францию или Россию. Джаз – это Америка. Всем джазовым исполнителям полезно поучиться там.
В Нью-Йорк стекаются музыканты со всего мира, чтобы брать частные уроки, которые, к слову, очень доступны – около 30$ за занятие. Нью-Йорк меня покорил. Такого количества талантливых исполнителей на квадратный метр нет нигде, но и конкуренция огромная. В Америке я окунулся в мир джаза с головой: выступал в клубах, участвовал в jam-сейшнах.
-Вы не думали остаться в Америке?
-Нет, в России огромное поле для творчества. Зачем уезжать «в никуда»? Я больше скажу – многие мои американские друзья тянутся сюда.
-Джаз – достаточно элитарное направление в музыке, не для всех.
-Вы правы, но, тем не менее, внутри джаза много направлений. В глобальном плане, да, джаз надо уметь слушать и понимать. Но мой коллектив «Black Sax Band» исполняет современный «smooth-jazz» – мягкий. Популярность он начал набирать ещё в 60-70е, и до сих пор его с удовольствием слушают. Он легко ложится на слух и воспринимается, оправдывая своё название. Smooth-jazz на Западе относят к категории «easy listening», часто используемой для фона в ресторанах, лифтах.
-Расскажите о своём инструменте. Ваш саксофон – он какой?
-Я играю на альт саксофоне, и помимо этого представляю свой собственный бренд – инструмент Blacksax Exclusive. Любой начинающий саксофонист сталкивается с тем, что инструмент стоит либо очень дорого – в районе 3000 евро, либо очень дёшево и не отличается хорошим качеством. У моего саксофона сочный, открытый звук и роскошный внешний вид: чёрный матовый лак и золотая механика. Создавая свой бренд, я рассчитывал на то, чтобы сделать саксофон доступным инструментом.,
-Кто входит в ваш коллектив «Black Sax Band»?
– Полный состав «Black Sax Band» – это барабанщик, пианист, бас-гитарист и, конечно же, я, основатель группы. С ребятами мы знакомы на протяжении уже многих лет, практически со всеми мы вместе учились. Помимо работы в нашем коллективе, музыканты задействованы во многих других проектах.
-Ваш коллектив связан с еврейством?
-Мы никогда специально не задумывались об этом, но так совпало, что да. Каждый из нас, так или иначе, связан с еврейской культурой.
Лично я всегда жил с осознанием своего еврейства. У меня светская семья, мой дед был ярым коммунистом, но никогда не забывал о своих корнях.
-Вы пишите свою музыку?
-Мы выпустил два успешных джазовых альбома (один из них выпущен на российском лейбле «Квадро диск»), где я выступал и в качестве композитора, и в качестве саксофониста. Сейчас готовим к записи новый третий альбом. Также я участвую в различных проектах в качестве композитора, например, пишу музыку к фильмам.
-Где ещё вас можно услышать?
-Раньше выпуском музыки занималось несколько компаний, таких как, «Монолит», например. Сейчас в связи с монополизацией все объединились одну. Зарабатывают теперь такие конторы на сборниках, куда записывают альбомы сразу нескольких десятков артистов. Так нас и записали на одном диске с Михайловым, Лепсом, Ваенгой… почему бы и нет? Мы всегда расширяем свою аудиторию. Забавно представить дальнобойщика, купившего диск ради Лепса и открывшего для себя джаз. Кстати, в стиле smooth-джаз мы исполняли и Михаила Круга – очень интересный опыт.
Кроме того, я не был бы собой, если бы не занимался студийной работой. В 99% музыки, которую вы слышите по радио, партию саксофона исполняю я. Я работал два года у Юрия Антонова, записывался с Софией Ротару, Юлией Савичевой, Алексеем Воробьёвы, группой Serebro, плотно сотрудничал с известным продюсером Максимом Фадеевым.
Кстати, недавно мне вручили премию «Fashion GG» в номинации «самый стильный джаз-мэн». Не знаю, имелась в виду моя музыка или я сам, но было приятно.
-Откуда вы черпаете вдохновение?
-Профессионала от любителя отличает то, что он может настроить себя на определённую волну, а не ждать, когда его посетит муза. Но бывает и так, что мелодия рождается сама. Одну композицию мы написали прямо в ЕКЗ. Если вы помните, на стене там висит пароль от wifi: 114477. Любой музыкант знает, что каждая цифра соответствует ноте: 1 – это «до», 4 – это «фа». Так родилась мелодия, которую мы и назвали: «Пароль от вайфая». Премьера состоялась незамедлительно там же.
-Интересно играть на еврейских площадках?
-Мне интересно везде, и я всегда выкладываюсь на все 100%. Но то, что среди евреев много людей обладает хорошим вкусом – это факт. Где бы я ни играл, я всегда очень ответственно отношусь к концерту и тщательно выстраиваю программу.
Среди зрителей, посетивших нас в зале «Амфитеатр» МЕОЦа, были в основном представители старшего поколения. Сначала они отнеслись к нам с недоверием, но нам удалось найти подход и к ним: мы “разогрели” их известными композициями, затем исполнили свои. После концерта зрители подходили к нам, брали автографы и признавали, что современная музыка может быть качественной и красивой.
-Как вы попали в ЕКЗ?
-Со Шломо Полонским я познакомился ещё в МЕОЦе, на одной из встреч, где талантливые и успешные евреи Москвы делились опытом. Там же я и завязал знакомство с Михоэлем Ставропольским – выступал для молодёжи в клубе «Jewell». Пару лет назад играл на премии «Скрипач на крыше» в Кремле.
-Вы играете только джаз?
-Нет, я занимаюсь и поп-музыкой. В 2005 году я основал популярную группу «Сценакардия», с которой выступаю до сих пор. Реже, чем с джазовым коллективом, но также всегда успешно. Было время, когда мы много участвовали в разных телевизионных проектах, взяли гран-при на конкурсе-фестивале «Пять звёзд» на Первом канале, два «Золотых граммофона». Наши песни и сегодня звучат на «Русском радио» и других радиостанциях.
-Как обстоят дела с джазом в России?
-Несмотря на кризис, количество талантливых музыкантов заметно выросло, и интерес к джазу, соответственно, растёт. Клубы открываются постоянно. Если в любой из них заехать вечером, предварительно не забронировав столик, сесть не получится. Образование улучшилось, и молодёжь играет качественную музыку, на которую людям не жалко потратить ни времени, ни денег.
Джазовые ансамбли гастролируют по всей России, значит, и в регионах есть интерес.
-То есть, вы считаете, джазовое направление – перспективно?
-Безусловно. Я скажу больше – перспективы есть и у классической музыки. Она бессмертна. В Московском Доме музыки каждый вечер собираются полные залы ценителей классики и джаза.
-Раз уж разговор зашёл о классике, то чем джазовый исполнитель отличается от классического?
-Джазмен более гибок, он умеет импровизировать. Не случайно джаз считается достаточно сложным направлением, требующим определённый умений, но это ни в коем случае не умаляет умений и заслуг классических музыкантов. Другая музыка – другие требования. Поэтому молодому джазовому исполнителю я бы посоветовал не замыкаться только на джазе, а играть везде и со всеми, не отказываться ни от каких предложений.
-О чём ваши песни?
-О любви. Моя музыка очень красива. Не потому что моя, а потому что действительно ложится на слух и цепляет.
-Какую музыку вы сами слушаете?
-Красивую. Разумеется, я слушаю джаз, качественную поп-музыку. Часто я оцениваю композиции с профессиональной точки зрения, чтобы что-то почерпнуть для себя. Любимых исполнителей у меня много и среди певцов, и среди пианистов, и среди саксофонистов, например Чарли Паркер, Джон Колтрейн… Список огромный.
-Что в ваших планах?
-В глобальных – записать музыкальный альбом на идише, языке наших бабушек и дедушек. Я промониторил и тщательно изучил рынок и нашёл много композиций на идише, записанных в старом формате, в основном это клейзмер-оркестры.
Мы планируем записать известные мелодии в собственной аранжировке. Хочу сделать по-настоящему качественный, мощный, современный и интересный проект мирового уровня.
Беседовала Штерна Сара Белькина