Власть – народу или наоборот?
Редкий родитель, покупая мимозу к 8-му марта, не скажет поучительно своему отпрыску, что любить и уважать женщину (жену, мать и пр.) нужно не только 8-го марта, а круглый год. Скажет, скорее всего, не при жене-матери, чтобы не ловить на себе саркастических взглядов, но не в этом суть. Необходимая диффузия Женского дня во все остальные календарные клетки есть неоспоримая истина.
Недавно, в очередной раз просматривая ленту новостей, я поймал себя на мысли о том, что нечто подобное произошло с еще одним любимым народным праздником – с 1-м апреля. Шкалу оценки новостных заголовков в любой день впору проградуировать от “ну навряд ли” до “вы думаете, я совсем идиот?” Конечно, назначение заголовка – привлечь внимание любой ценой, однако шкала оценки содержания материалов будет примерно такой же. Ресурсы, где публикуется что-то вполне достоверное, можно пересчитать по пальцам.
Под одним дурацким, но привлекшим мое внимание заголовком я в ютюбовском ролике услышал очень глубокую мысль. Михаил Веллер привел политологическое обоснование легитимности всего недавно произошедшего на Украине и невольно вскрыл корень конфликта в более широком контексте: “Я хотел бы чтобы люди вспомнили, что сувереном и источником права является народ, а не государственный аппарат, каковой аппарат является наемными менеджерами на службе у народа…”
Увы, людям, к которым были обращены эти слова, “вспомнить” такое чрезвычайно сложно. Рефлекторной, совершенно натуральной реакцией оппонирующего ему ведущего программы было: “И где это такое сказано?” Хотя мысль эта в общем-то проста и является частью словарного определения демократии. Я назвал глубокой не просто саму идею, сформулированную Веллером, а всю увиденную в сюжете ситуацию контраста и безумной удаленности этой мысли от озвученного ведущим уровня мышления типичного россиянина, который привык к тому, что (как звучит далее у того же Веллера) “власть пытается объявить себя сакральной и пытается объявить мятежником каждого, кому она не нравится”.
Думается мне, что для того, чтобы быть в состоянии воспринимать народ как суверен, нужно осознавать, что он состоит из отдельных личностей, императивно требующих уважения. Нужно относиться к слову “человек” не как к денотату, обозначающему безликий элемент массы, именуемой “народ”, а видеть в нем синоним индивидуума. Поскольку, если народ – это просто масса, материал для работы, то тогда автоматически в сакрального суверена превращается институт, этой массой управляющий.
В практике иудаизма одно из центральных мест занимает Песах, праздник Исхода. И одно из главных значений этого праздника – рождение евреев как народа. Выведя нас из Египта, Всевышний “взял народ из среды народа”, сформировал нас как народ и сделал Своим народом. Заголовком к Исходу (весьма достоверным) были слова: “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне!”
На первый взгляд, роль еврейского народа здесь пассивна, и “новорожденный” народ играет роль материала, превращающегося из массы рабов фараона в армию слуг Б-жьих, которым Творец (абсолютный суверен и источник права) дарует Свой закон во время Синайского откровения. Действительно, с точки зрения метафизики Исхода, роль еврейского народа пассивна, но этим все не исчерпывается.
Во-первых, согласно принципам Торы, “нет царя без народа”. Это затрагивает отношения Царя вселенной с Его народом, что особенно ярко проявляется в Рош-Ашана – праздник зеркально симметричный Песаху как с точки зрения календарного расположения, так и с точки зрения вышеупомянутой метафизики, – когда “коронация” Всевышнего, обеспечивающая поддержание мира в существовании, свершается усилиями народа. И этот же принцип имеет отношение к государственной монархии (идеальной, согласно Торе, форме правления) в том смысле, что царь существует как суверен для народа и благодаря народу.
Во-вторых, идеальный монарх должен обладать способностью находить баланс между интересами государства в целом и интересами каждой отдельной личности. Моисей был поставлен главой народа именно за умение печься о каждом представителе паствы – даже о таких, кто подобен “заблудившейся овце”.
А кроме того, сам Исход из Египта, будучи “народным” делом, является в то же время источником, дающим каждому из нас индивидуально духовные силы выйти из своего внутреннего рабства и обрести духовную свободу.
Как говорит книга Тания, перефразируя слова мудрецов Талмуда, в каждом поколении человек каждодневно должен видеть себя выходящим из Египта. А значит, необходимая диффузия Песаха во все остальные календарные клетки есть тоже неоспоримая истина.