Главный раввин России Берл Лазар поздравил евреев с праздником Рош а-Шана 5786.
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с Рош ашана, нашим еврейским Новым годом. Пусть он будет для вас добрым и сладким! Во время молитвы на Рош ашана в синагогах мы произносим три благословения: «мальхиют», «зихронот» и «шофарот». Буквально – благословения «на царство», «на воспоминания» и «на трубление в шофар». Порой приходится слышать мнение, что эти три вещи не слишком вписываются в атмосферу праздникоа: мы принимаем царство Б-жие из страха перед всемогущим Создателем, вспоминаем об ошибках прошлого, потому что боимся наказания, и слушаем шофар, чтобы разбудить в себе раскаяние. Как сказано у пророка Амоса: «Зазвучит ли шофар в городе, а народ не содрогнется?» Но на самом деле и «мальхиют», и «зихронот» и «шофарот» – это благословения: они лежат в основе нашей жизни, и следование им дает нам счастливое настоящее, достойное прошлое и обеспеченное будущее.
Что такое «благословение на царство»? В нем мы принимаем царство Б-жие, просим Б-га быть царем над нами. В этом нет ни капли самоуничижения: если мы принимаем небесного Царя – вечного, всеведущего и всемогущего, – нам не нужны цари земные, смертные и ограниченные. Принимая царство Б-жие, мы осознаём, что Б-г есть высшая сила добра, что обеспечивает все наши реальные нужды. Эта сила дает нам безопасность, направляет к праведным целям и дает все возможности этих целей достичь. Царство Б-жие обеспечивает нам радость и счастье – здесь и сейчас.
Что такое «благословение на воспоминания»? В дни Рош ашана мы подводим итоги года уходящего, размышляем о том, что сделано, анализируем результаты и последствия каждого нашего поступка. Как сказал Г-сподь, «предстанут воспоминания ваши предо Мною на благо». Справедливо оценивая свои прошлые действия, мы гарантируем себя от повторения ошибок, по достоинству оцениваем добрые дела и формируем для себя модели поведения, основанные на вечных ценностях нашего народа – ценностях, благодаря которым мы уже больше трех тысяч лет существуем как единый народ, как избранный народ, как народ Книги.
И, наконец, благословение на трубление в шофар – это окно в будущее. Звуки шофара раскрывают нашу душу для Б-га и одновременно для нас самих, возвращают нас к нашей подлинной внутренней сущности. Ведь душа наша – дар Б-жий, и потому изначально добра. Мы знаем, что Б-г всегда награждает нас за все хорошее, что мы сделали и о чем мы только что вспоминали. Поэтому даже в такой святой день, как Рош ашана, мы просим у нашего небесного Отца материальных благ – здоровья, сил, достойного заработка: ведь это позволит нам делать впредь лучше и больше, исполнить нашу миссию по улучшению окружающего мира и совершить подлинную «тшува» – возвращение к Б-гу.
Читайте также