Каждая идея, высказанная Торой, является для человека наставлением и указанием пути. В главе Торы “Шмини” указаны те признаки, по которым человек может отличить кошерное животное от некошерного. Разумеется, эти признаки легли в основу законов кашрута – законов о пище еврея. Но, кроме буквального, эти признаки имеют и духовный смысл.
Какое же указание и наставление для нас с вами несут следующие слова: “Всякое с раздвоенными, расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть.” (Ваикра, 11:3).
Итак, Тора указывает нам два признака: а) чистое животное должно обладать раздвоенными копытами; б) оно должно быть жвачным. Что же означают понятия “копыто” и “жвачка” в душе еврея?
Из всех творений человек – единственное существо, у которого голова всегда выше ног. Конечно, есть и среди животных те, которые ходят “с высоко поднятой головой”, однако им приходится нагибать голову к ногам, чтобы поесть или напиться. А у человека эта особенность сохраняется и тогда, когда он ест или пьет. Но даже у животных между головой и ногой существует принципиальное отличие, ведь при ходьбе с землей контактируют лишь их ноги, но не голова.
Это означает, что высокие силы, пусть даже и животной души, недопустимо вкладывать в грубую материальность – “в землю”. Хасиды рассказывают, что одному еврею, который, был одаренным человеком, но с увлечением занялся торговлей калошами, Ребе Рашаб однажды сказал: “Видел я многих, у кого в калошах ноги, но впервые вижу человека, у которого в калошах… голова!”
Дистанция должна быть не только между “головой” и “ногами”, но и между “ногами” и “землей”. Этим изолятором является “копыто” – символизирующее элемент стойкости и твердости в отношениях с материальным миром, умение не обращать внимания на его воздействие.
Однако, Тора учит, что копыто кошерного животного должно быть расщепленным. То есть, несмотря на то, что необходима дистанция между нашей духовностью и материальностью этого мира, обязательно должен оставаться просвет, позволяющий свету души проникать в мир. А если материальное полностью оторвано от духовного, и человек не воспринимает физические вещи как инструмент служения Творцу – то это вовсе не кошерный признак.
Более того, “копыто” должно быть “раздвоеным”; это означает, что “хождение по земле” – взаимодействие с земным – должно включать в себя два направления. Об этом сказано в Талмуде: “правая приближает, а левая – отталкивает”.
Существуют те, которые придерживаются лишь принципа “правая приближает”, без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что в целях приближения евреев к Торе стоит внести послабления в принципы иудаизма и даже переделать, не дай Б-г, саму Тору “в соответствии с духом времени”.
То, что необходимо приближать всех евреев к Торе, – действительно правда, но делать это нужно в соответствии со словами Мишны: “…любящий творения и приближающий их к Торе”. И даже тех, которые не имеют никакого иного достоинства, кроме того, что они – творения Всевышнего, даже таких необходимо приближать к Торе. Но необходимо приближать их к Торе, а не “тащить” к ним Тору, перекраивая ее под них. Качество “отталкивать левой”, проявляющееся в бескомпромиссности, не менее важно, чем свойство “правой приближать”, и в этом как раз заключается “расщепленность копыт надвое”.
Однако самого по себе признака “раздвоенного копыта” недостаточно. Необходимо также наличие второго признака – “жвачности”. Каждое действие, которое еврей намеревается совершить, должно быть как следует “разжеванным” – обдуманным. Но и после этого полезно повторно “пережевать ситуацию” – проверить снова и снова, надо ли это делать, и если да, то как мы – евреи – должны поступать в этом случае, согласно Торе, а лишь затем совершить задуманное.
Когда оба “признака кошерности” будут присутствовать в нашей животной душе, тогда мы будем считаться “чистыми животными” – такими, которых Всевышний сможет впустить в Свой Храм.
По материалам беседы к главе “Шмини” 5716 (1956) г.
Источник: ru.chabad.org