Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Родословная от сапожника

11 октября 2019 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Дварим / Гаазину / Уроки главы
search
shie-d

Сукка во дворе еврейского общинного центра «Марьина Роща» большая, она занимает весь двор. Гораздо больше привычных нам суккот, и больше всех суккот, возводимых в Москве. Но это, разумеется, не всегда было так. Я хорошо помню, как расширялась сукка параллельно увеличению количества миньянов для молитвы, уроков Торы и хасидизма, вместе с увеличением общины под руководством Главного раввина России р.Берла Лазара.

Помню я случай, произошедший 17 лет назад. Мы с женой и детьми сидим на трапезе в маленькой сукке, стоявшей тогда на небольшом дворе возле того места, где сейчас находится бухарская синагога. Тогда я ещё не очень хорошо знал русский, но я понял, что пятеро или шестеро евреев, сидящих недалеко от нас, говорят обо мне и о моей семье. Говорившего я знал. На той неделе он был у нас дома. Его жена находилась в лечебном центре, и он приходил к нам, чтобы моя жена дала ему еду, которую она сама приготовила для больной и для её семьи. Таково было начало организации «Бикур холим», которую она сама основала – на её собственной кухне. Я попросил тогда его немного обождать, пока еда будет готова и упакована.

Когда я вернулся, он внимательно вглядывался в две фотографии, висевшие в прихожей. «Кто это?» – спросил он. «Это мой дедушка, праведник зейде Матитьяѓу, и моя бабушка, праведная бобе Йеѓудит». Я получил эти фотографии от моего брата, р.Матитьяѓу, названного по имени нашего деда, и повесил их в прихожей, чтобы мы с детьми всегда вспоминали о заслугах наших предков.

И вот теперь этот человек рассказывал своим собеседникам о визите в мою квартиру и взволнованно говорил: «У них есть то, чего у нас совсем нет – родословная!»…

*

Мы приближаемся к завершению цикла чтения Торы. На этой неделе читается недельная глава Ѓаазину, предпоследняя глава книги Дварим. Основную часть главы составляет «песнь Моше» в чеканной запоминающейся форме, которую народ запомнит и усвоит предостережения Всевышнего: ведь стихи запоминаются и ложатся на сердце лучше обычной прозы. Моше описывает в красивых поэтических выражениях прошлое евреев, блага, дарованные им Всевышним, и неблагодарность сынов Израиля. Он предвидит, что евреи оставят Всевышнего, и тот сокроет Свой лик от народа, и тогда враги смогут победить их. Но это продлится недолго. Всевышний не даст свой народ в обиду, Он «отомстит врагам Его и искупит землю Свою и народ Свой».

В начале песни говорится, в частности: «Вспомни дни древности, всмотритесь в годы поколений, спроси отца своего – и он расскажет тебе, старцев твоих – и они скажут тебе». Этот стих выглядит как повеление: помни, что делал Всевышний в прошлом. Но как можно помнить «дни древности и годы поколений», время, когда тебя ещё не было? Ответ следует сразу же: «спроси отца своего – и он расскажет тебе, старцев твоих – и они скажут тебе». Отец расскажет о своих временах, а ему рассказывали старцы об их временах, и он перескажет тебе их рассказы. Так формируется еврейская традиция.

В нашем поколении, слава Б-гу, много еврейских душ возвращаются к своему истоку и к своему наследию. Еврейская искра пробуждается в людях при разных обстоятельствах, они оставляют неверные пути и приходят к Всевышнему и к добрым делам. Они создают еврейские семьи и воспитывают новые поколения в духе Торы и хасидизма.

Но как они выполнят сказанное «спроси отца твоего и старцев?» Ведь их родители, к великому сожалению, не могут рассказать им о еврейской традиции ничего!

р.Яаков бен Ашер, «Бааль ѓа-Турим», в своём комментарии к Торе пишет так: «В нашем стихе перечислены сам человек, его отец и его деды. А следующий стих начинается со слов «когда давал в наследие…» Это намекает на то, что если сам человек сведущ в Торе, таким же был его отец и дед – это уже наследие, эта цепочка не прервётся». Таким образом, мы сами не спросим наших дедов. Но если мы правильно воспитаем наших детей, а они – наших внуков, то наши внуки спросят нас, а мы уж им расскажем. Так мы выполним эту заповедь – не как спрашивающие, а как рассказывающие!

…Когда Дов-Беру, будущему прославленному Магиду из Межерича, преемнику Баал-Шем-Това и учителю Алтер ребе, было лишь пять лет, их дом сгорел. Он видел, что его мать плачет, и спросил: «Мама, стоит ли так убиваться из-за вещей?» «Не о доме я плачу, – отвечала мать, – а о том, что сгорела бумага с нашей родословной, а восходит она к мудрецу мишны рабби Йоханану-сапожнику!» – «Не беда, – ответил пятилетний мальчик. – Я сделаю новую родословную. Она начнётся с меня». Так и произошло.

Детали этой истории не случайны. Родословная Дов-Бера была длиной в 1700 лет, но начиналась она с рабби Йоханана-сапожника. Не с первосвященника и не с царя. С сапожника. Но с такого сапожника, который стал мудрецом Мишны и учителем всего народа. Каждый «сапожник» может начать великую родословную, если приложит усилия.

Гут шабес, хаг Суккот самеах
Шия

Читайте также

Медиа

Церемония вручения премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше 5773/2013»

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11