Фред Циннеман – австрийский, голливудский и английский кинорежиссер, рекордсмен по полученным самым престижным премиям. Он лауреат четырех Оскаров как режиссер лучших фильмов, а количество наград его картин в других номинациях трудно сосчитать: «Ровно в полдень» получил – три Оскара, «Отсюда в вечность» – восемь, «Человек на все времена» шесть Оскаров и 12 других престижнейших наград.
Потерявший в Освенциме родных, вынужденный дважды эмигрировать, ненавидящий насилие и беззаконие во всех его проявлениях, гуманист и философ, он вошел в мировой кинематограф как автор фильмов о силе человеческого духа, о людях, которые любой ценой защищают то, во что верят и чему преданы.
Фред Циннеман родился в Вене 9 апреля 1907 года в семье врача. Следуя традиции состоятельных еврейских семей, он оканчивает факультет права Венского факультета, но увлекшись кино, отправляется в Париж поступать в школу фотографии и кино. Через пару лет Циннеман возвращается в Австрию и начинает работать ассистентом оператора у знаменитого Билли Уайлдера.
Рафинированный интеллигент, с четким юридическим представлением о свободе человеческой личности и законах, ее охраняющих, он раньше многих соотечественников почувствовал опасность коричневой чумы и в 1929 году иммигрирует в Америку. Чуть позже из предвоенной Европы туда же прибудет когорта его блистательных европейских коллег – операторов, режиссеров, сценаристов, актеров, которые и сделают эпоху 40-х-50-х годов «Золотым веком Голливуда».
В режиссуру Циннеман шел окольными путями, снимался в массовках, занимался документальным кино и только в 1941 году снял свой первый игровой фильм.
В 1944 после выхода на экран фильма «Седьмой крест» его имя становится известным.
Сюжет фильма таков: из концлагеря бежит семь человек. Комендант приказал установить семь крестов, на которых потом должны быть все беглецы. Однако седьмой крест так и остался пустым. Одному удалось выжить, благодаря людям, вопреки здравому смыслу, помогающим беглецу. И это не выдумка режиссера – Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 119 человек спасавших евреев во время Катастрофы.
Во всех фильмах Циннемана тема сильного, свободного человека, способного выстоять против государственного, армейского или любого другого насилия, станет основной в его лучших картинах. Его герои защищают то, что считают главным в своей жизни, не боясь смерти, оставаясь верными себе до конца. Это и шериф из вестерна «Ровно в полдень», в одиночку защищающий город от бандитов, и герои военного фильма «Отсюда в вечность», заплатившие жизнью за свое бунтарство, и Томас Мор из исторического фильма «Человек на все времена», казненный за отказ совершить сделку со своей совестью.
Переживший Холокост как семейную трагедию, ненавидящий фашизм и насилие в любых его формах, он снова и снова будет возвращаться в своих фильмах к теме равнодушия, предательства и одиночества.
Сказать о Циннемане, что он был любимцем публики, было бы не верным, его сдержанная режиссерская манера и вечные вопросы не быта – бытия, поднятые в картинах, были сложны для широкой публики, но это не помешало ему получить многочисленных Оскаров и стать классиком уже при жизни.
Но, несмотря на благополучие, успех и славу гуманисту Циннеману пришлось не просто и в Америке. В 1963 году, в эпоху маккартизма и охоты на ведьм, Фред Циннеман во второй раз иммигрирует, на сей раз в Англию. В Англии он снял самый знаменитый, программный фильм «Человек на все времена» о великом гуманисте, философе Томасе Море, авторе знаменитой «Утопии», книге о выдуманной стране, в которой нет насилия. Томас Мор, достигший вершин власти, способен, рискуя собственной жизнью, пойти против воли монарха, нарушающего нравственный закон.
Прошло больше пятидесяти лет со дня выхода на экран этого фильма, но он не потерял своей актуальности до сих пор. Тема противостояния свободного человека и неограниченной власти, трактующей и меняющей законы в зависимости от ее собственных потребностей, актуальна и до сих пор.
Совсем незадолго до смерти восьмидесятидевятилетний Фред Циннеман с горечью скажет: “На самом деле я должен был сделать гораздо больше фильмов, и некоторые из них наверняка имели бы успех. Мне просто не хватило времени”. По словам режиссера, он работал в кино не ради денег и славы, а «ради самой радости кино».
Фред Циннеман умер в 1997 году в собственном доме, во сне, за месяц до своего девяностолетия.
Я не знаю другого режиссера, который с таким постоянством и болью отстаивал бы в своих фильмах возможность или вернее необходимость свободы человеческого духа.
Это делает его фильмы необычайно современными – фильмами «на все времена».
Автор: Юлия Королькова