Среди улочек и закоулков иерусалимского квартала «Бейт Исраэль» живёт уникальный человек. Он владеет всеми аспектами как открытой, так и скрытой Торы, в его многочисленных книгах объединены Шулхан арух, Зоѓар и учение Аризаля, где ѓалаха и каббала соединяются в своём сияющем корне.
Много лет он ежедневно спешил в ешиву «Аншей маамад» в верхней части квартала, которую возглавляет. Ешива была основана праведником и мудрецом р. Матитьяѓу Дайчем. После полудня он садился в микроавтобус вместе с другими евреями и ехал в другой район Иерусалима к могиле Шимона Праведника, где на протяжении десятков лет он дает постоянный урок по ѓалахе. Это рабби Авраѓам Авиш Цайнвирт. Его ученики организовали для него собственную синагогу и распространяют его учение и многочисленные книги.
В прошлую пятницу, в Лаг ба-Омер, я встретил на Мероне его брата, р. Пинхаса Цайнвирта, с которым у меня связаны воспоминания о поездках и Шабатах на Мероне более чем сорокалетней давности. Тогда он организовывал группы паломников, особенно на Лаг ба-Омер, и каждый год проводил со своей семьей на Мероне несколько дней. Когда он услышал, что я собираюсь провести Шабат в этом святом месте, он сказал: «Я приглашаю тебя на субботние трапезы вместе с моим братом-каббалистом». Я обрадовался приглашению, ведь кроме прочего, он и его брат — двоюродные братья моей матери по обеим сторонам, отца и матери.
После того как мы завершили молитву у могилы, которая была переполнена евреями, радующимися великой возможности встретить святой Шабат сразу после Лаг ба-Омера в этом святом месте, мы собрались в строении, которое ещё не было полностью завершено. В центре находился помост с накрытым столом и креслом для каббалиста рава Авиша. Он был одет в белую одежду — иерусалимский кафтан, который, как известно, состоит из 26 частей по числу гематрии Имени Всевышнего. С помощью габая он поднялся на помост. Сначала он один раз обошёл стол, затем взял в руку ветку мирта, благословил, понюхал и с ней сделал ещё два круга. Этот обычай я видел впервые в жизни.
После того как рав Авиш поел немного рыбы, он начал говорить слова, оживляющие душу. Он объяснил великую ценность Шабата, который наступает сразу после праздника, ведь свет и святость праздника продолжаются в Шабат. Он процитировал из книги «Шаар ѓа-каванот», а также из «При эц Хаим», где каббалист рабби Хаим Виталь пишет о поездке своего учителя Аризаля на Мерон. «Обычай, принятый в Израиле — подниматься в Лаг ба-Омер на могилы рабби Шимона бар Йохая и его сына рабби Элазара, которые похоронены, как известно, в городе Мерон».
Рав Авиш спросил: почему он называет Мерон городом, ведь даже сейчас это всего лишь деревня, не говоря уже о времени Аризаля? И он ответил с помощью стиха из главы Берешит: «До великой реки, реки Евфрат». Почему Евфрат назван «великой рекой», хотя по сравнению с другими реками, упомянутыми в том отрывке, он мал? Раши объясняет: «Поскольку река Ефврат является границей Страны Израиля, ее называют великой. Народная пословица гласит: слуга царя — сам как царь». Так и здесь — благодаря тому, что в Мероне похоронен рабби Шимон, можно называть Мерон «городом».
Далее рав Авиш задал вопрос: почему рабби Акива пожертвовал собой ради изучения Торы, если самопожертвование требуется по ѓалахе только по трём другим причинам? Ответа я, к сожалению, не запомнил — усталость от бессонной ночи Лаг ба-Омера дала о себе знать, и я немного задремал, проснувшись, когда габай объявил о молитве шахарит в 4:30 утра.
Я не встал в такой ранний час, а молился в обычном миньяне ХАБАДа в пещере рабби Элазара, который постоянно организует посланник на Мероне рав Ѓальперин. Но я вспомнил, как в юности, после субботнего ужина на Мероне, когда мы ложились спать, я видел рава Авиша, стоящего с маленьким томом Талмуда у лампы и учившегося с воодушевлением, готовясь к утренней молитве с рассветом, как он поступает всегда.
Читайте также